Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Первые стыковки элементов планера самолета МС-21 начнутся в мае 2015 г.
С февраля 2014 г. на Иркутском авиазаводе (ИАЗ) строятся один образец перспективного авиалайнера МС-21-300 для статических испытаний и три – для летных испытаний. Первый центроплан для нового отечественного ближне-среднемагистрального самолета МС-21 должен быть изготовлен до конца 2014 г. В мае нынешнего года на ИАЗ из Ульяновска, где с апреля 2014 г. на заводе «АэроКомпозит – Ульяновск» ведется изготовление полноразмерных лонжеронов кессона крыла и панелей центроплана из полимерных композиционных материалов (ПКМ) для самолета МС-21, были доставлены первые панели из ПКМ.
В начале ноября 2014 г. на Воронежском авиазаводе (ВАСО) началось изготовление элементов конструкции самолета МС-21 из ПКМ. Первые четыре панели носовой части стабилизатора самолета направлены на стендовые испытания и после проверки будут запущены в серийное производство, а затем отправлены на ИАЗ.
На ВАСО также будут изготавливать для МС-21 люки из ПКМ, обтекатель рельсов закрылков, створки основной и передней опоры шасси, обтекатель «крыло-фюзеляж» и др.
Первый опытный образец самолета МС-21, предназначенный для летных испытаний, должен быть собран в конце 2015 г. Выкатка первой построенной машины произойдет до 31 декабря 2015 г. Первый полет первой опытной машины – самолета МС-21-300 состоится в апреле 2016 г.
Согласно распоряжению правительства России №1359-р, опубликованного 28 июля 2014 г., утвержден план реализации с 2014 г. по 2016 г. (включительно) ряда авиационных программ. Эти проекты являются составной частью государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы». Проект распоряжения был внесен Минпромторговли России. В частности, в распоряжении названы сроки выкатки первого опытного образца машины МС-21 и начала летных испытаний. Эти сроки совпадают с информацией, курсирующей в специализированных СМИ. Так в распоряжении прописано: «Первый опытный образец самолета МС-21-300, оснащенный двумя американскими турбореактивными двигателями PW1400G, предназначенный для летных испытаний, должен быть построен к 31 декабря 2015 г.».
По словам руководителя Минпромторговли России Дениса Мантурова, который посетил во второй декаде ноября 2014 г. ИАЗ, работа по созданию самолета МС-21, который в серийном производстве будет иметь обозначение Як-242, идет по графику.
Министр также сообщил, что в нынешнем году «была определенная проблема в части отказа в поставках композитных материалов из США. Но мы нашли замену, и, начиная со следующего 2015 г., уже будут свои материалы, чтобы обеспечить всю техническую составляющую».
Нынешней осенью Центр подготовки авиационного персонала авиакомпании «Аэрофлот» начал обучению пилотов управлению авиалайнером МС-21. «Аэрофлот» является стартовым заказчиком машины МС-21. Подготовка летчиков проходит на процедурном тренажере ПТ-МС-21-300, тренажер создан специалистами компании «НПФ «Системы комплексных тренажеров» и корпорации «Иркут». По утверждению разработчиков, алгоритм работы тренажера ПТ-МС-21-300 будет постоянно дорабатываться по мере продвижения программы летных испытаний МС-21. За полгода до начала поставки первых серийных машин «Аэрофлоту» процедурный тренажер ПТ-МС-21-300 будет соответствовать условиям эксплуатации реального самолета. Математическая модель полета самолета и работы его систем основаны на данных, полученных в результате стендовых испытаний и продувок в аэродинамических трубах ЦАГИ. Тренажер ПТ-МС-21-300 также используют в качестве инженерного стенда для валидации комплекса бортового оборудования авиалайнера.
Согласно распоряжению правительства от 14 ноября 2014 г. №2263-р, правительством России предоставляются государственные гарантии на сумму 7,86 млрд руб по кредитам, привлекаемым четырьмя организациями оборонно-промышленного комплекса. Среди этих четырех предприятий госгарантии под самый большой кредит в размере до 4,5 млрд рублей получила корпорация «Иркут» для финансирования проекта по созданию МС-21.
Юрий Пономарев
Фото НПК «Иркут»
На снимке: прототип кессона крыла МС-21 из ПКМ