Возможности «Суперджета» постепенно растут

В начале ноября 2014 г. региональный пассажирский самолет SSJ-100 получил новое дополнение к сертификату типа

Компания «Гражданские самолеты Сухого (ГСС)» сообщила, что самолет «Сухой Суперджет-100» (SSJ-100) получил дополнение к сертификату типа, подтверждающее, что авиалайнер может взлетать при пониженном уровне тяги двигателей SaM146.

В пресс-релизе компании сообщается, что возможность использования режима, при котором двигатели работают при меньших оборотах и с пониженной температурой газов за турбиной, позволяет снизить нагрузку на узлы двигателя и обеспечить экономию его ресурса, что позволяет оптимизировать расходы на техническое обслуживание двигателя и самолета в целом.

Компания «ГСС» провела нынешнем году на аэродроме ЛИИ им. М.М.Громова 22 тестовых полета с различным уровнем тяги турбореактивного двигателя SaM146. Испытания проходили в рамках программы совершенствования региональной машины SSJ-100 и его типовой конструкции и предназначены для расширения условия эксплуатации самолеты. В испытаниях был задействован опытный образец самолета (заводской № 95003), построенный в 2008 г. Взлетать в таком режиме авиалайнер SSJ-100 может только в аэропортах, длина взлетно-посадочной полосы которых составляет не менее 2000 м.

Следует сказать, что в  июне нынешнего года Авиационный регистр Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК) подтвердил возможность выполнения на самолете SSJ-100 автоматической посадки по категории IIIа ИКАО. Это дополнение к сертификату позволит выполнять посадку в сложных погодных условиях без вмешательства пилотов вплоть до момента начала пробежки самолета по взлетно-посадочной полосе.

Для сертификации на посадку по категории  IIIа ИКАО компания «ГСС» провела с ноября 2011 г. по декабрь 2013 г. обширную программу испытаний самолета. В ней были задействованы три опытные машины SSJ-100, которые налетали более 250 ч и провели 425 автоматических заходов на посадку.

Кроме того летом 2014 г. SSJ 100 испытывался на способность взлетать и садиться как на сухую, так и на мокрую взлетно-посадочную полосу (ВПП) шириной 30 м. По результатам этих испытаний Авиарегистр МАК одобрил эксплуатацию самолета SSJ 100 на узкой ВПП.

В 2014 году была проведена масштабная сертификационная программа, в результате которой Авиарегистр Межгосударственного авиационного комитета помимо подтверждения возможности выполнения автоматического захода на посадку по категории IIIa ИКАО для самолетов SSJ-100, выдал дополнения к сертификату типа на расширение условий эксплуатации в части выполнения полетов по RNAV 1 и P-RNAV, в части ограничения по величине бокового ветра на ВПП с низким коэффициентом сцепления, а также в части обеспечения эксплуатации данного воздушного судна на узкой взлетно-посадочной полосе шириной от 30 м.

Сейчас SSJ-100 самолет располагает сертификатами от Авиарегистра МАК и Европейского агентства по безопасности авиаперевозок (EASA), а также от мексиканских, лаосских и индонезийских полномочных органов. По заявлению президента Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Михаила Погосяна, в планах компании «ГСС» – сертификация SSJ-100 в КНР в течение года.

На прошедшем в ноябре авиасалоне «Эйршоу Чайна-2014» в китайском Чжухае руководитель ОАК М.Погосян заявил, что компания «ГСС» вышла на цикл производства по четыре самолета «Сухой Суперджет-100» в месяц и до конца 2014 г. планируется суммарно изготовить 40 машин.

Статистика на 20 ноября такова: с начала января 2014 г. на середину ноября построено 28 самолетов SSJ-100, а заказчикам поставлено 18 машин

Юрий Пономарев

Фото ЗАО «ГСС»