Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Генеральный директор ОАО «Ил» Сергей Сергеев рассказал о предстоящих больших изменениях на «ильюшинской» и «мясищевской» фирмах
В конце нынешнего лета вместо Юрия Юдина, назначенного генеральным директором ОАО «Ил» в мае 2014 г., руководителем «ильюшинской» фирмы стал Сергей Сергеев (1957 г.р.), ранее занимавший должность директора Дирекции программ транспортной авиации ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК)».
В первой декаде сентября состоялась встреча С.Сергеева с трудовым коллективом компании, на которой Сергей Алексеевич рассказал об основных целях и задачах ОАО «Ил» на ближайшее время и о том, каким образом будут решаться задачи по развитию компании.
С.Сергеев, в частности, сообщил, что принято решение о создании компании холдингового типа на базе ОАО «Ил». В состав холдинговой компании войдут: управляющая компания ОАО «ОАК-Транспортные самолеты (ТС)», разработчики самолетов ОАО «Ил» и ОАО «ЭМЗ им. В.М. Мясищева», авиазаводы ЗАО «Авиастар-СП» в Ульяновске и ОАО «ВАСО» в Воронеже.
На первом этапе (к концу 2015 г. – в первом квартале 2016 г.) планируется завершить первый этап создания холдинга: объединение ОАО «Ил» с ОАО «ОАК-ТС» и ОАО «ЭМЗ им. В.М. Мясищева». На втором этапе (до 2020 г.) в новую холдинговую структуру войдут два серийных завода: ЗАО «Авиастар-СП» и ОАО «ВАСО».
В Жуковский из Москвы планируется перевести опытное производство ОАО «Ил» (точнее то, что от него осталось – прим. автора). Будут объединены ресурсы ОАО «Ил» и ОАО «ЭМЗ им. В.М. Мясищева» по ремонту и модернизации, а также послепродажному обслуживанию (ППО) и эксплуатации авиатехники, а в дальнейшем «органично встроены в сервисный центр вновь создаваемой холдинговой структуры».
В создаваемой холдинговой структуре ЭМЗ им. В.М.Мясищева предстоит серьезная перестройка и развитие в качестве проектного научно-исследовательского центра (ПНИЦ). Примерно в 2-2,5 раза планируется увеличить количество инженеров-конструкторов. В новой холдинговой компании также планируется объединить Летно-испытательные и доводочные базы ОАО «Ил» и ОАО «ЭМЗ им. В.М. Мясищева».
Анализируя слова С.Сергеева, можно сделать вывод, что у ОАО «Ил» останется площадка в столице, так как новый генеральный директор заявил следующее: «В итоге, на площадках в Москве (ОАО «Ил»), в Жуковском (ОАО «ЭМЗ им. В.М.Мясищева»), в Ульяновске (филиал ОАО «Ил») и в Воронеже (филиал ОАО «Ил») предстоит увеличить инженерно-конструкторский потенциал примерно в 2,5 раза.
КБ ОАО «Ил» также войдет в новую холдинговую структуру в формате проектного научно-исследовательского центр (ПНИЦ). Под решение предстоящих задач в ОАО «Ил» предстоит увеличить количество инженеров-конструкторов примерно в два раза.
Филиалы конструкторских бюро при серийных заводах планируется серьезно укрепить. Они будут активно участвовать в проектировании и, скорее всего, возьмут на себя функции заводских СКБ в части освоения и производства авиатехники.
По словам С.Сергеева, основными задачами для холдинга «Ил» будет осуществление сервисного обслуживания с целью поддержания летной годности и исправности авиатехники марки «Ил» (в первую очередь Минобороны России и отечественных силовых структур); ремонт и модернизация самолетов марки «Ил»; создание новых военно-транспортных самолетов во всех четырех классах (в легком, среднем, тяжелом и тяжелом дальнем); разработка пассажирских самолетов и создание машин специального назначения на основе авиатехники марки «Ил» и др.
Сергей Алексеевич, в частности, сказал, что Дирекцией программ транспортной авиации ОАО «ОАК» в период с 2011 г. по 2014 г. был сформирован полный модельный ряд транспортных самолетов нового поколения, определены сроки и порядок их создания. В модельный ряд вошли легкий военно-транспортный самолет (ВТС) Ил-112В грузоподъемностью до 6 т (на замену Ан-26 и Ан-72/74); средний военно-транспортный самолет в рамках российско-индийской программы МТА грузоподъемностью до 20 т (на замену Ан-12) и патрульные транспортные машины (ПТС); тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А (на замену Ил-76МД/МД-М), самолет-топливозаправщик Ил-78М-90А и семейство сверхтяжелых перспективных транспортных самолетов грузоподъемностью до 80 т и более тонн (на замену Ан-22 и Ан-124).
Создание новой холдинговой компании в авиастроении, которая должна обеспечивать полный цикл создания и сбыта авиатехники от концепта и разработки до поставки самолетов заказчикам и организации сервисного обслуживания продиктованo серьезным обстоятельством: в первую очередь необходимостью концентрации и развития всех имеющихся ресурсов (проектных и производственных). Эти факторы свидетельствует о том, что процесс деградации по ряду направлений в авиапромышленности России продолжается.
Следует сказать, что за прошедшие восемь лет с момента создания ОАК структура корпорации прошла несколько коррекций. Был момент, когда в корпорации пробовали реализовать построение по дивизионам (военная авиация, транспортная и др.), но постепенно от дивизионов отказались. Сейчас четко вырисовываются холдинги. Первый созданный на базе компании «Сухой» (военные и гражданские самолеты), второй на базе производственного объединения «Иркут» (военные и гражданские самолеты) и третий на базе компании «Ильюшин» (военно-транспортные самолеты, авиалайнеры и машины специального назначения).
Юрий Пономарев
На снимке: Сергей Сергеев
Фото ОАО «Ил»