Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Летно-испытательный комплекс (ЛИК) для машины МС-21 разместили недалеко от стояночных площадок ЭМЗ им. В.М.Мясищева в Жуковском
С февраля нынешнего 2014 года на Иркутском авиазаводе (ИАЗ) ведется сборка первых опытных образцов перспективного ближне-среднемагистрального авиалайнера МС-21. Одновременно на ИАЗ начался монтаж первых восьми станций линии сборки отсеков фюзеляжа самолета МС-21, которые собираются ввести в строй в ближайшее время. Монтаж всех 60 станций сборочной линии, которую разработала немецкая компания «Дуэрр Системс» (Duerr Systems), планируется завершить в 2015 г.
Фюзеляж самолета МС-21 изготавливается из алюминиевых сплавов. Из композиционных материалов (КМ) будут изготовлены крыло и оперение авиалайнера. КМ составляет примерно 40% веса конструкции новой машины.
Основная площадка по изготовлению МС-21 – это ИАЗ. В соответствии с соглашением по кооперации между ульяновским ЗАО «Авиастар-СП» и ОАО «Корпорация «Иркут» по проекту МС-21 в Ульяновске изготавливаются панели фюзеляжа из алюминиевых сплавов. За «Авиастар-СП» закреплены следующие работы: изготовление комплектов панелей на отсеки фюзеляжа Ф1, Ф2, Ф3, Ф4, Ф5; изготовление подкилевого отсека и отсека ВСУ, всех дверей (11 дверей на каждый самолет), хвостового оперения (киль и стабилизатор в сборе с рулями).
В Ульяновске на заводе ЗАО «АэроКомпозит-Ульяновск»», входящем в состав Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), изготавливается из КМ крыло, включая центроплан. Элементы оперения из КМ изготавливаются в ГНЦ ОНПП «Технология» в Обнинске.
На сегодняшний день в ОНПП «Технология» и на заводе ЗАО «КАПО – композит» в Казани, тоже входящим в состав ОАК, завершено изготовление основных элементов оперения МС-21, а в ЗАО «АэроКомпозит-Ульяновск» завершено производство технологических комплектов крыла и центроплана. Начало поставок элементов конструкции МС-21 из Ульяновска и Казани на ИАЗ запланировано на июль 2014 г.
Конфигурация самолета была «заморожена» в 2013 г. В том же году ИАЗ была почти полностью передана рабочая конструкторская документация.
Компанией «НПФ Системы Комплексных Тренажеров» создан пилотажный тренажер ПТ-МС-21-300, который используется и как инженерный стенд для оценки и подтверждения соответствия требованиям заказчика бортового оборудования и для подготовки к летным испытаниям. Тренажер ПТ-МС-21-300 – это первый элемент большого комплекса средств обучения летного состава для Центра подготовки авиационного персонала ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии».
Выкатка первого опытного образца самолета МС-21 в варианте МС-21-300 намечена на ИАЗ на декабрь 2015 г. – начало 2016 г. К этому времени в Жуковском должен быть введен в эксплуатацию ЛИК корпорации «Иркут». Полный цикл заводских и сертификационных испытаний авиалайнера МС-21 намечено осуществить в течение двух лет.
Юрий Пономарев
Фото Андрея Скворцова
На снимке: строительство ЛИК для МС-21