Реализация проекта по созданию НЦА буксует из-за нехватки денег

«Ходоки» от ОАК и НП «НЦА» пришли к депутатам  просить бюджетные деньги

Инвестиции для микрорайона «Правобережье-Север»

В проекте по созданию Национального центра авиастроения (НЦА) с самого начала главной составляющей стало девелоперское направление, т.е. cсфера деятельности, связанная с созданием новых объектов недвижимости. Направление, весьма зависимое от конъюнктуры на рынке недвижимости. Сейчас действия руководства Некоммерческого партнерства (НП) «НЦА» направлены на поиск средств для строительства нового микрорайона «Правобережье-Север», в котором общая площадь жилой застройки должна составить 657 тыс кв м, а по общественной застройке – немногим более 1 млн кв м.

Руководители Управляющей компании проекта (девелопер) НП «НЦА» предполагает, что собственниками жилья в новом микрорайоне станут две основные группы. Первая – сотрудники ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК)», госкорпорации «Ростех», ОАО «ТВК «Россия» и др. Вторая – это молодые расширяющиеся семьи Жуковского и Раменского, жители столицы, желающие иметь жилье в ближнем Подмосковье, жители регионов России, либо работающие в столице, либо часто приезжающие в Москву и др. Можно сделать вывод, что в новом микрорайоне Жуковского жилье будет строиться с большим избытком.

В настоящее время строительство жилых домов в микрорайоне «Правобережье-Север» «уперлось» в высокую цену одного квадратного метра, т.к. для нового микрорайона требуется создание в «чистом поле» инженерно-технической инфраструктуры: электроподстанции, ТЭЦ, водонасосной станции, крупной канализационной станции и др. Это связано с тем, что имеющаяся городская инженерно-техническая инфраструктура имеет ограниченные резервы по мощности.

2 июня в Госдуме состоялось расширенное заседание Экспертного совета (ЭС) по авиационно-космическому комплексу, посвященное реализации Указа президента России от 20 февраля 2008 г. № 217 «О Национальном центре авиастроения (НЦА). В заседании ЭС участвовали депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, руководители профильных структур исполнительной власти, руководители структур ОПК, органов исполнительной власти Подмосковья и города Жуковского, ОАК и др.

По сообщению пресс-службы Госдумы, в ходе заседания были заслушаны доклады по приоритетным направлениям развития НЦА, рассматривались результаты проделанной работы, обсуждались наиболее острые вопросы, требующие особого внимания и участия со стороны государственных структур, возможные пути их решения. С подробным докладом о ходе реализации проекта создания НЦА выступил президент Некоммерческого партнерства (НП) «Национальный центр авиастроения» Тигран Алексанян, представивший информацию о текущем статусе работ по развитию комплекса НЦА, ближайших перспективах проекта, а также проблемах, тормозящих динамику развития НЦА. Особое внимание в выступлении Тиграна Игоревича было уделено вопросам формирования социальной инфраструктуры НЦА как обязательному условию реализации целевой функции проекта, а именно необходимости участия государства в финансировании строительства объектов инженерной и транспортной инфраструктуры НЦА.

На ЭС многими высказывалось мнение о том, что «проект создания НЦА не может быть реализован исключительно за счет собственных средств участников и коммерческих кредитов». Об этом говорили в своих выступлениях вице-президент ОАК Александр Туляков, директор Департамента авиапромышленности Минпромторговли Андрей Богинский, заместитель главы администрации города Жуковский Тамара Виноградова.

Заселение штаб-квартиры ОАК

По неофициальной информации, в ноябре нынешнего года будет сдано в эксплуатацию здание штаб-квартиры ОАК общей площадью 39 тыс кв м, которое начали строить в мае 2012 г.

В марте 2012 г. на заседании Совета депутатов Жуковского Т.Алексанян сказал следующее: «В штаб-квартире ОАК будет около 2 тыс. рабочих мест. Более половины сотрудникам штаб-квартиры ОАК потребуется жилье в Жуковском. Это около 600 квартир. Желательно, чтобы построено оно было в старой части города. Руководство ОАК рассчитывает, что это жилье будет не по коммерческим ценам».

Жилье для сотрудников штаб-квартиры ОАК, которая сейчас расположена в столице в Уланском переулке, пока не построено. По неофициальной информации, в первое время сотрудников будут привозить в Жуковский на электричке. Электропоезд будет высаживать сотрудников штаб-квартиры на платформе «Кратово». Далее они поедут на автобусах. В Жуковский планирует переехать вместе с персоналом штаб-квартиры компания «Гражданские самолеты Сухого».

Во многом темпы развертывания объектов ОАК в рамках создания НЦА в Жуковском определяются положением дел в корпорации. В июне ОАО «ОАК» представило финансовую отчетность по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) за 2013 г. На фоне существенного роста выручки и EBITDA, заметен и рост чистого убытка корпорации. Этот показатель по итогам 2013 г. вырос более чем в два раза –  на 119,6% и достиг 12,41 млрд руб. В течение 2013 г. также произошел скачок чистого долга компании на 24% – до 202 млрд руб.

Для строительства объектов ОАК в Жуковском большое значение имеют вопросы, связанные с продажей площадок, принадлежащих авиационным КБ в Москве, от объемов полученной при продаже выручки и сроков реализации сделок.

Наметившаяся тенденция свидетельствует о медленной поэтапной реализации проекта по переезду авиационных фирм из столицы в Жуковский и развертывании различных объектов ОАК в наукограде.

Юрий Пономарев

На снимке: здание штаб-квартиры ОАК в Жуковском