Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
НИИАО принимает участие в постройке и сдаче заказчику первого усовершенствованного самолета-амфибии Бе-200 после переноса серийного производства из Иркутска в Таганрог
Таганрогский авиационный научно-технический комплекс (ТАНТК) им. Г.М.Бериева приступил к постройке серийных самолетов-амфибий Бе-200ЧС весной 2011 г. Перенос производства Бе-200 с Иркутского авиазавода в Таганрог обошелся Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) в 4 млрд руб.
Самолеты начали строить в рамках контракта, подписанного в мае 2011 г. ТАНТК и МЧС России на поставку восьми машин Бе-200ЧС. Согласно контракту, предусматривалась, что МЧС России получит до 2014 г. восемь модернизированных самолетов-амфибий Бе-200ЧС. Из восьми самолетов два планировалось достроить в Таганроге из задела Иркутского авиазавода, еще шесть машин намечалось полностью построить на стапеле ТАНТК. Стоимость контракта составила около 10 млрд руб.
В мае 2013 г. ТАНТК им. Г.М.Бериева и Минобороны России подписали контракт на поставку Морской авиации ВМФ России в период 2014-2016 гг. шести машин марки Бе-200: двух Бе-200ЧС и четырех модифицированных Бе-200ПС (без функции пожаротушения). Общая стоимость контракта составила 8,4 млрд руб. (около 270 млн $) при средней стоимости одного Бе-200ЧС – 45,3 млн $ и одного Бе-200ПС – 44,7 млн $.
В 2013 г пришлось корректировать планы. Согласно уточненному графику, поставка заказанных в мае 2011 г. авиацией МЧС России шести самолетов Бе-200 была сдвинута с 2013 г. на четвертый квартал 2014 г.
В Таганроге строятся модернизированные варианты Бе-200. По предложению специалистов МЧС России на самолете Бе-200 МЧС устанавливается коллиматорный индикатор на лобовом стекле (ИЛС)с целью обеспечения точного сброса воды на очаг возгорания и для пилотирования в условиях плохой видимости из-за задымления. Оптика ИЛС произведена шведской компанией СААБ (SAAB). Вычислитель – российского производства. Программно-математическое обеспечение написано специалистами НИИАО. Система ИЛС уже прошла летные испытания на самолете Бе-200, принадлежащем ТАНТК.
Устанавливаемый на Бе-200 таганрогской постройки интегрированный комплекс бортового оборудования (ИКБО) АРИА-200М разработан специалистами НИИАО. Институт создал базовый интегрированный комплекс БРЭО АРИА-200 под «крышей» российско-американского СП «АРИА» (Американо-Российская Интегрированная Авионика). СП было создано совместно с компанией «Эллайд Сигнал Аэроспейс» из США в начале 90-х годов. В 1999 г. «Эллайд Сигнал Аэроспейс» была поглощена компанией «Ханиувелл» (США). Незадолго до этого события НИИАО приобрело у американского партнера полное право на изготовление и продажу комплексов АРИА-200.
В результате модернизации комплекса авионики АРИА-200М существенно расширены функциональные возможности ИКБО и самолета в целом. Были усовершенствованны основные системы АРИА-200М: блок вычислительных систем БВС-3000, блок концентрации сигналов БКС-3000, вычислительная система самолётовождения ВСС-95-1В и др. По утверждению разработчиков, усовершенствованные системы, входящие в комплекс АРИА-200М, имеют меньший вес, габариты, энергопотребление и более высокую надежность, по сравнению с комплексом АРИА-200.
В состав комплекса АРИА-200М введён вычислительный блок картографии, позволяющий формировать динамическое картографическое изображение подстилающей поверхности с указанием текущего местоположения самолёта на карте, а также предусмотрены процедуры управления масштабом карты и др.
Следует сказать, что самолет Бе-200ЧС был сертифицирован Авиационным регистром Межгосударственного авиационного комитета по нормам АП-25 в 2003 г. В ноябре 2010 г. самолет-амфибия Бе-200ЧС, предназначенный для тушения пожаров, получил сертификат типа Европейского агентства по безопасности полетов (EASA). В сертификате самолет обозначен как Be-200ES-E. Самолет-амфибия Бе-200 стал третьим воздушным судном российской разработки, сертифицированным EASA: ранее европейские сертификаты получили самолет Ту-204-120CE и вертолет Ка-32А11ВС.
В следующем 2015 г. объем производства Бе-200 на ТАНТК планируется увеличить: авиазавод намерен передать Минобороны и МЧС три машины.
Юрий Пономарев
На снимке: сборочный цех Таганрогского авиазавода
Фото пресс-службы ТАНТК им.Г.М.Бериева