Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Федеральное агентство (ФА) «Рособоронпоставка» объявилo в марте 2014 г. конкурс на проведение опытно-конструкторских работ (ОКР) по учебно-тренировочному самолету Як-152
Самолет Як-152 (ранее он имел обозначение Як-54М) разработан в первой половине 90-х годов прошлого века на базе двухместного поршневого учебно-тренировочного самолета Як-54 (первый полёт состоялся 23 декабря 1993 г.). В декабре 2000 г. руководством ОАО «ОКБ им. А.С.Яковлева» было принято решение о переобозначении самолета Як-54М в машину Як-152 для подчеркивания его преемственности с известным спортивно-тренировочным самолетом (УТС) Як-52, который являлся одним из основных учебно-тренировочных самолётов СССР для первоначальной подготовки лётного состава.
ОАО «ОКБ им. А.С.Яковлева» продемонстрировало опытный образец двухместного самолета первоначального обучения Як-54М (Як-152) на МАКС-2003.
В 2001 г. проект самолета Як-152 вместе с предложенным ОАО «ОКБ Сухого» проектом машины Су-49 участвовал в конкурсе Минобороны России. По итогам конкурса в октябре 2001 г. победителем был назван проект УТС Су-49. Однако тогда денег на его разработку у Минобороны не нашлось. О самолетах Як-152 и Су-49 подзабыли. Прошло более десяти лет и проект легкого УТС Як-152 решили реанимировать, объявив конкурс на выполнение ОКР под названием «Птичка-ВВС» для нужд Минобороны России. Можно с очень большой долей уверенности предположить, что в конкурсе победит ОАО «ОКБ им. А.С.Яковлева». Стоимость контракта на создание двухместной машины Як-152 определена в 300 млн руб. Соответствующий документ размещен на официальном сайте ФА «Рособоронпоставка», которым руководит Надежда Синикова.
В соответствии с условиями конкурса, в рамках ОКР, помимо самолета, должны быть разработаны средства наземного обслуживания, контроля и обучения. Разработку рабочей конструкторской документации для изготовления опытного образца необходимо завершить до 30 сентября 2014 г. Согласно планам, изготовление четырех опытных образцов (двух машин для летных испытаний, по одному – для статических и ресурсных испытаний) планируется завершить до 30 октября 2015 года, а государственные совместные испытания провести до 30 сентября 2016 года.
Необходимо сказать, что первоначально Як-152 проектировался под установку поршневого двигателя М-14Х мощностью 325-360 л.с. На сегодняшний день проработан вопрос об оснащении самолета Як-152 авиационным дизелем, разработанным немецкими специалистами. Созданный в Германии 12-цилиндровый авиадизель RED A03 V12 мощностью 500 л.с. успешно прошел испытания в составе силовой установки на самолете Як-52. На Як-152 планируют установить модификацию двигателя RED A03 V12.
Бортовое оборудование самолета позволит осуществлять полеты в сложных метереологических условиях, соответствует требованиям ВВС России. На самолете будет установлена система катапультирования СКС-94М, которая обеспечит аварийное покидание самолета членами экипажа.
Машина Як-152 должна стать частью учебно-тренировочного комплекса (УТК), в состав которого войдут самолет Як-152 для первоначального обучения, Як-130 для повышенной летной подготовки курсантов училищ и летчиков строевых частей ВВС, а также единый тренажерный комплекс с единым программным обеспечением.
Следует также сказать, что с декабря 2010 г. в Китае летает аналог самолета Як-152 – машина L-7. Соглашение о совместной разработке УТС L-7 для начальной летной подготовки было подписано между Россией и Китаем в августе 2007 г.
Справка сайта
Максимальная скорость горизонтального полета самолета Як-152 составит 300-320 км/ч, максимальная высота полета – 4 тыс м, длина разбега – 300 метров, дальность полета – 1400 км. Нормальная взлетная масса – 1320 кг. Ресурс Як-152 должен быть не менее 10 тыс часов и 30 тыс посадок. Предполагается, что на новом УТС курсанты военных летных училищ, а также курсанты системы ДОСААФ России будут обучаться технике пилотирования и основам навигации, фигурам высшего пилотажа, групповым полетам и др.
Юрий Пономарев
Фото ОAО «ОКБ им. А.С.Яковлева»
На снимке: УТС Як-54М