Проведение НИР по программе ПЭС координируют ЦАГИ, ЦИАМ и НИИАО

В начале марта 2014 г. в ЦАГИ прошло совещание по вопросу создания полностью электрического самолета (ПЭС)

По сообщению директора Научно-технического центра Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Владимира Каргопольцева, в 2008-2010 гг. ОАК совместно с рядом отечественных Государственных научных центров (ГНЦ) и предприятий авиапромышленности страны провела по заказу Минпромторговли России комплексную научно-исследовательскую работу (НИР) под названием «Электрический самолет». Владимир Андреевич, в частности, сообщил, что «в результате проведенных исследований были разработаны основные принципы построения системы электроснабжения ПЭС, предложены альтернативные варианты ее реализации. Также специалисты провели оценку эффективности применения данных технологий на перспективном магистральном самолете и разработали отдельные экспериментальные образцы оборудования ПЭС. В процессе выполнения комплексной НИР была создана работоспособная кооперация из ОАК, научно-исследовательских организаций авиастроительной отрасли, предприятий и организаций концерна «Авиационное оборудование» и целого ряда ведущих предприятий-разработчиков авиационных электротехнических систем. Был разработан проект комплексной программы работ по ПЭС».

В настоящее время НИР по теме «ПЭС» продолжаются. На новом этапе проведения НИР в программе участвуют ведущие компании, занимающиеся разработкой летательных аппаратов (ЛА), авиационных двигателей и бортового оборудования. Координаторами работ по ПЭС являются такие научно-исследовательские центры, как ЦАГИ, ЦИАМ и НИИАО.

В рамках программы ПЭС в ЦАГИ проведены работы по электрификации системы исполнительных приводов самолета. В перспективе это позволит отказаться от использования на самолете гидросистемы и гидравлических приводов. Также специалисты ЦАГИ участвовали в разработке экспериментальных образцов электрических приводов и провели их испытания на стендах  Института.

В НИИАО за проведение НИР по теме ПЭС отвечает директор-главный конструктор НИИАО Виталий Сучков. Планируется создать основную стендовую базу и провести испытания по программе ПЭС в НИИАО.

Досье сайта

В настоящее время на самолетах используются три вторичные энергетические системы: система электроснабжения, гидравлическая система, пневматическая система. Такое построение бортовой системы энергоснабжения для перспективных ЛА не является оптимальным, требует существенных затрат на его эксплуатацию и вызывает значительные трудности при интеграции бортового оборудования. Одним из наиболее перспективных направлений создания конкурентоспособного отечественного самолета является переход к концепции самолета с полностью электрифицированным оборудованием (условное устоявшееся наименование – «полностью электрический самолет» или ПЭС).

Проведенные исследования показали, что за счет реализации концепции ПЭС вес силовой части системы управления полетом в ближайшие 5-7 лет может быть снижен на 20%, а через 10–15 лет на 40%.

Юрий Пономарев