Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
В последние годы в ОАО «ЭМЗ им. В.М.Мясищева» осуществляется капитальный ремонт и модернизация самолетов Ил-38Н, Ил-20М и Ил-22ПП для Минобороны России
Машина Ил-38Н – это модернизированный противолодочный самолет, оснащенный навигационным поисково-прицельным комплексом (НППК) «Новелла», разработанным специалистами санкт-петербургского ОАО «НИИ системотехники», которое входит в состав холдинговой компании «Ленинец». Бортовой комплекс «Новелла» способен обнаруживать воздушные цели на расстоянии до 90 км, надводные – до 320 км. При этом система одновременно сопровождает 32 цели, как над водой, так и под водой. Помимо решения противолодочных задач, самолет Ил-38Н, созданный на базе машины Ил-18, способен выполнять задачи патрульного самолета радиоэлектронной разведки. ЭМЗ им. В.М.Мясищева осуществляет ремонт и модернизацию самолетов Ил-38Н совместно с компанией «Ильюшин».
Ремонт и модернизация самолетов ПЛО Ил-38 ведутся в соответствии с Государственной программой вооружений России на период до 2020 г. (ГОЗ-2020). Предусматривается переоборудование большинства стоящих на вооружении авиации ВМФ России самолетов Ил-38 до стандарта Ил-38Н.
Самолет специального назначения Ил-20М способен проводить радиолокационную разведку местности с высоким разрешением, точно определять расположение больших и контрастных в радиолокационном отношении объектов, в частности, мостов, плотин, осуществлять фотографирование необходимых объектов и осуществлять радиоэлектронную разведку, а также функционировать как ретранслятор сигналов. Машина Ил-20М разработана на базе гражданской версии самолета Ил-18Д в конце 1960-х годов ОКБ С.В.Ильюшина.
В конце прошлого года ЭМЗ передала заказчику первый образец отремонтированного и модернизированного самолета специального назначения Ил-22ПП. Самолет для прохождения государственных, которые должны завершиться в конце 2014 г. испытаний перегнали в Ахтубинск. Следует сказать, что летно-конструкторские испытания машины Ил-22ПП проводились в течение 2013 г. Машина Ил-22ПП создавалась на ЭМЗ в рамках госконтракта, подписанного 2009 г., оснащена новым комплексом радиоэлектронной борьбы. Опытно-конструкторские работы шли под шифром «Порубщик». Машина разработана на базе Ил-18.
Аппаратура самолета Ил-22ПП предназначена для борьбы с самолетами дальнего радиолокационного обнаружения и управления, радиотехническими и радиолокационными комплексами противовоздушной обороны, беспилотными летательными аппаратами и др., также аппаратура бортового комплекса попутно осуществляет радиотехническую разведку. По неофициальной информации, в рамках ГОЗ-2020 Минобороны планирует закупить до пяти машин Ил-22ПП.
Следует признать, что военные вынуждены использовать как летающую платформу самолет-ветеран Ил-18, т.к. современные самолеты (например, Ту-204) не имеют характеристик, подобных у Ил-18, при длительном барражировании в заданных районах. Для капитального ремонта и модернизации выбираются «Илы», имеющие значительный ресурс, чтобы «обновленные» машины могли оставаться в строю как минимум еще десять лет.
Юрий Пономарев
На снимке: Ил-22ПП во время летно-конструкторских испытаний
Фото с сайта «RussianPlanes.net»