Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
На территории ЭМЗ им. В.М.Мясищева начали строить ангар для Летно-испытательного комплекса (ЛИК), а в Ульяновске запущена в эксплуатацию первая очередь завода по выпуску агрегатов, изготовленных из композитов
Новый ангар ЛИК предназначен для испытаний самолета МС-21. Два года назад руководство ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК)» намечало разместить ЛИК машины МС-21 в одном из ангаров Летно-испытательной и доводочной базы (ЛИиДБ) ОАО «Туполев», проведя в здании ремонт и переоборудование. Корпорация даже объявила конкурс на проведение строительных работ на территории «туполевской» ЛИиДБ. В частности, по такому пути пошла компания «Гражданские самолеты Сухого (ГСС)», когда создавала ЛИК для испытаний регионального самолета «Сухой Суперджет-100». Стоит напомнить, что ЗАО «ГСС» и ОАО «НПК «Иркут» входят, как и ОАО «ЭМЗ им. В.М.Мясищева», в состав ОАО «ОАК».
В конце 2013 г. произошло еще одно важное событие: декабря 20 декабря в Ульяновске была открыта первая очередь завода по выпуску агрегатов из композиционных материалов. ЗАО «АэроКомпозит». Предприятие расположено на территории Ульяновского авиазавода «Авиастар-СП». Завод начали строить в ноябре 2011 г. На проектную мощность, составляющую 100 комплектов крыльев в год, предприятие должно выйти в 2017 г. Объем инвестиций в строительство завода составляет около 5 млрд. руб. Сейчас на заводе «АэроКомпозит» работает около 200 человек. С выходом производства на полную мощность на предприятии будет трудиться около 800 человек.
Согласно планам, на площадке площадью 64,2 тыс кв м компания «АэроKомпозит» разворачивает производство конструкций из полимерных композиционных материалов (ПМК): панелей центроплана, а также лонжеронов и интегральных панелей отъемной части крыла самолета МС-21, а также для машин, создаваемых в рамках других перспективных программ ОАК.
Следует сказать, что авиалайнер МС-21 станет первым отечественным гражданским самолетом с крылом из композиционных материалов. Доля их в общем весе машины будет составлять более 50%. Размах крыла МС-21 составит 36,8 метра, вес – около 6 т. Комплект крыла для первого летного образца МС-21 планируется выпустить в конце 2014 г.
Производство в Ульяновске будет включать полный технологический цикл изготовления деталей из ПКМ безавтоклавным методом инфузии. Процесс будет разбит на этапы: от выкладки вспомогательных материалов до контроля геометрии изделия и далее покраски.
В рамках проекта по МС-21 до конца 2015 г. намечено выполнить разработку рабочей конструкторской, технологической и эксплуатационной документации самолетов МС-21-300/200; осуществить подготовку экспериментальной стендовой базы; выполнить экспериментальные исследования систем и агрегатов; провести подготовку серийного производства на авиазаводе в Иркутске; изготовить опытный образец самолета МС-21-300, предназначенный для летных испытаний и др.
Согласно обновленной редакции проекта госпрограммы «Развитие авиационной промышленности России на 2013-2025 гг.», расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в рамках проекта по МС-21 составили в 2013 г. 22,4 млрд руб., на 2014 г. объем расходов по этой статье запланирован на уровне 29,1 млрд руб., в 2015 г. они должны составить 28,2 млрд руб., в 2016 г. – 23,2 млрд руб. Предполагается, что в ближайшие 12 лет расходы на НИОКР по программе создания семейства авиалайнеров МС-21 составят 127,6 млрд руб. (включая расходы 2013 г.). Из этой суммы из федерального бюджета планируется выделить 53,5 млрд руб., из внебюджетных источников привлечь 74,1 млрд руб.
По официальным данным, в целом стоимость программы по разработке МС-21 оценивается в сумму около 190 млрд руб. (около 8 млрд $). Предполагается, что около 70 млрд руб. из этой суммы выделит государство, а остальные – привлекут из внебюджетных источников разработчики авиалайнера.
Первый полет прототипа МС-21 – машины в варианте МС-21-300 – намечен на 2016 г., сертификация и начало первых поставок на 2017 г.
Справка ЖВ
Авиалайнер МС-21 относится к семейству ближне-среднемагистральных узкофюзеляжных самолетов, которое включает три модели: МC-21-200 вместимостью 150 пассажиров, MC-21-300 вместимостью 181 пассажир и MC-21-400 вместимостью 212 пассажиров. Предполагается, что в серийном производстве перспективный авиалайнер будет иметь обозначение Як-242.
Стоит упомянуть, что летом 2013 г. на территории Казанского авиазавода (КАПО) начал работать новый завод «КАПО-Композит» по выпуску элементов хвостовой и носовой части крыла, агрегатов механизации крыла и оперения из композиционных материалов для самолетов SSJ-100, МС-21 и др.
Юрий Пономарев