Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Весной 2014 г. новый отечественный самолет-лаборатория, который ремонтировался и оборудовался специальной аппаратурой на ЭМЗ, займется мониторингом атмосферы
В пятницу 6 декабря в ангаре Летно-испытательного комплекса компании «Гражданские самолеты Сухого» состоялась презентация самолета-летающей лаборатории Як-42Д, отремонтированного и оборудованного специальной аппаратурой и измерительными приборами на Экспериментальном машиностроительном заводе (ЭМЗ) им. В.М.Мясищева. Самолет Як-42Д «Росгидромет» создан в рамках ФЦП «Создание и развитие системы геофизического мониторинга над территорией Российской Федерации на 2008-2015 гг.». Заказчиком машины является госучреждение «Центральная аэрологическая обсерватория (ЦАО)» Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
На презентацию машины Як-42Д «Росгидромет» в Жуковский приехали руководитель Министерства природных ресурсов и экологии Сергей Донской, глава Росгидромета Александр Фролов, директор ЦАО Юрий Борисов, вице-президент Объединенной авиастроительной корпорации Александр Туляков и др.
В середине ноября нынешнего года по завершении приемо-сдаточных испытаний был подписан акт о приеме самолета Як-42Д «Росгидромет» заказчиком. Это первый за последние четверть века отечественный самолет, предназначенный для мониторинга окружающей среды, оснащенный современным контрольно-измерительным и вычислительным оборудованием.
На самолете установлено более чем 100 приборов и датчиков, позволяющие измерять десятки различных параметров окружающей среды. Стоимость научной аппаратуры, установленной на Як-42Д, составляет около 1 млрд руб.
«Скорее всего, первая большая программа будет в Арктике по изучению влияния аэрозольных частиц на погоду и климат», – сказал руководитель Росгидромета А.Фролов. Полет в район Арктики планируется осуществить в марте 2014 г. Пока не ясно, какой экипаж будет задействован во время мартовских исследований. Возможно, что управлять машиной при исследовании неба Арктики будет экипаж летчиков-испытателей ЭМЗ: Олег Щепетков и Тагир Салахутдинов, которые испытывали Як-42Д «Росгидромет».
Справка ЖВ
Самолет Як-42Д «Росгидромет» создан на базе самолета Як-42Д, изготовленного в 2002 г. на Саратовском авиазаводе. Ранее машина принадлежала авиакомпании «Тулпар Эйр» (Татарстан). Налет самолета – менее 1,5 тыс часов при назначенном ресурсе 20 тыс. часов с возможностью продления до 40 тыс. часов. На ЭМЗ им. В.М. Мясищева были проведены работы по продлению ресурса Як-42Д, а также работы по монтажу рабочих мест операторов и установке на крыле и фюзеляже различных датчиков контрольно-измерительной аппаратуры, воздухозаборных устройств и др.
Высота полета самолета-лаборатории – 9,1 тыс м., дальность полета – 3,7 тыс км. Максимальный взлетный вес машины – 57,5 т. Самолет из-за установленного на нем спецоборудования относится к классу экспериментальных летательных аппаратов.
Юрий Пономарев
Фото автора