Военные дали добро на возобновление работ по самолету Ил-112В

В декабре нынешнего 2013 года компания «Ильюшин» и Минобороны России собираются подписать контракт на разработку легкого военно-транспортного самолета (ЛВТС) Ил-112В

Машина Ил-112 – это авиационный долгострой. Разработка самолета Ил-112 в пассажирском варианте началась в соответствии с постановлением правительства России, подписанным 13 сентября 1994 г. Впоследствии проект стал основой для создания в первую очередь ЛВТС Ил-112В, а затем уже его гражданского варианта Ил-112Т. В 2002 г. Минобороны объявило конкурс на лучший проект легкого ВТС и выдало задание на разработку аванпроекта самолета. Победителем конкурса в 2004 г. стало ОАО «Авиационный комплекс (АК) им. С. В. Ильюшина» с проектом ЛВТС Ил-112В.

В конце августа 2010 г. генеральный заказчик самолёта – Минобороны – приостановило финансирование проекта и предложило ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК)» изыскать внебюджетные средства на создание четырех опытных образцов ВТС. На ВАСО были приостановлены работы по постройке первого экземпляра самолета (готового приблизительно на 80 %) и подготовке серийного производства. Для сборки четырех опытных экземпляров самолета требовалось около 800 млн руб.

В начале осени 2010 г. представители Минобороны сообщили, что перед тем, как размораживать программу по Ил-112В, необходимо уточнить объем заказа со стороны ВВС. Предполагалось, что скорректированный объем заказа на Ил-112В утвердят в новой Государственной программе вооружений на период с 2011 г. по 2020 г. (ГПВ-2020).

Прекратилось финансирование программы по созданию ЛВТС Ил-112В по указанию министра обороны Анатолия Сердюкова в 2011 г. Однако, следует заметить, что официально программу по Ил-112В не закрывали. После назначения на должность министра обороны Сергея Шойгу была сделана ревизия ряда приостановленных при А.Сердюкове программ. В августе нынешнего года генеральный директор – генеральный конструктор ОАО «Ил» Виктор Ливанов заявил представителям СМИ, что работы по Ил-112В возобновлены решением руководства Минобороны.

В 2011 г. эксперты высказывали мнение, что закрытие проекта Ил-112В связано не только с отсутствием необходимого количества денег, но и с рядом просчетов, которые были выявлены заказчиком в ходе реализации проекта. В первую очередь это касается силовой установки самолета, состоящей из двух турбовинтовых двигателей (ТВД) ТВ7-117СТ мощностью 2,8 тыс л.с. каждый с малошумными воздушными винтами АВ-112. В создании самолета Ил-112В с самого начала существовала проблема отсутствия двигателя необходимой мощности. В процессе разработки выяснилось, что самолету для выполнения спецзадач необходим резерв мощности силовой установки, поэтому изначально, еще когда выдавалось задание на разработку двигателя, необходимо было закладывать мощность не 3 тыс л.с., а 4 тыс л.с. В данной размерности увеличение мощности двигателя ТВ7-117СТ является сложной задачей, решение которой требует дополнительного финансирования. Можно сделать предположение, что разработчик двигателя ОАО «Климов» при получении денег из госбюджета начнет проводить работы по форсированию мощности ТВД ТВ7-117СТ.

В.Ливанов также сообщил, что Минобороны установило по проекту Ил-112В следующие сроки: начало летных испытаний – 2015 г., а в 2017 г. – осуществить первые поставки серийных машин. Первый контракт по Ил-112В на завершение разработки самолета планируется подписать в декабре 2013 г., а затем подписать второй контракт на поставку ВВС России 62 машин.

С большой долей уверенности можно предположить, что восстановление программы по Ил-112В связано с проблемами приобретения Минобороны России большой партии аналогичной машины – украино-российского самолета Ан-140. У программы Ан-140 есть риски, связанные с политикой.

Досье сайта

Ил-112В – это легкий оперативно-тактический ВТС нового поколения, предназначенный для замены парка Ан-26. Новый ВТС может перевозить грузы массой до 6 т на расстояние до 1 тыс км, а 3,5 т – на расстояние до 3,5 тыс км. Создание ВТС Ил-112В, предназначенного для перевозки грузов и десантирования их, а также парашютистов, было предусмотрено Государственной программой вооружения России на период до 2015 г.

Ан-140 – совместный продукт России и Украины. Машина создавалась для замены транспортных самолетов Ан-24 и Ан-26. Самолет совершил первый полет в 1997 г., а в 2000 г. был сертифицирован. Максимальная коммерческая нагрузка 6 т. Крейсерская скорость 460 − 540 км/ч. Дальность полета с 52 пассажирами – 2320 км. Разработан вариант для военно-транспортной авиации – машина Ан-140Т, но серийно не строилась.

Юрий Пономарев

На снимке: рисунок ЛВТС Ил-112В