Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
В октябре 2011 г руководством ОАО «ОАК» было принято решение о строительстве здания штаб-квартиры корпорации в Жуковском в рамках программы по созданию НЦА
Здание штаб-квартиры Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) общей площадью 39 тыс кв м начали строить в мае 2012 г. Согласно проекту, выполненному столичным Творческим производственным объединением (ТПО) «Резерв», здание штаб-квартиры будет состоять из двух 8-ми этажных зданий с общей стилобатной частью и подземной автостоянкой. Заказчиком является компания ЗАО «Ленинградский Проспект-Инвест». Следует заметить, что первоначально заявлялось, что здание штаб-квартиры ОАК будет иметь общую площадь 23,6 тыс кв м.
Строительную площадку развернули на месте автотранспортного подразделения ЛИИ им. М.М.Громова (Институт вошел в состав ОАК весной 2012 г.). Стоит напомнить, что первоначально строительство штаб-квартиры ОАК как первоочередного объекта Национального центра авиастроения (НЦА) планировалось начать в 2009-2010 гг. Эта информация присутствует в буклете, который выпустило Некоммерческое партнерство (НП) «НЦА» в 2009 г, а также в рекламном видеофильме, который растиражировали в том же году. Согласно официальным источникам, возведение нового здания штаб-квартиры ОАК должно завершиться в августе 2013 г. к открытию МАКС-2013, а ввести здание в эксплуатацию намечается в 2014 г.
Также следует заметить, что еще одним первоочередным объектом ОАК в Жуковском до лета 2012 г. являлось возведение Многофункционального комплекса (ВИП-гостиницы) в цаговском лесу, но после скандала, связанного с вырубкой цаговского леса в марте 2012 г., и значительным ростом протестного общественного движения из-за этого в Жуковском, в июне 2012 г. во время губернаторства Сергея Шойгу, который сумел снизить накал противостояния населения и местной власти, президент НП «НЦА» Тигран Алексанян официально заявил, что МФК в лесу строить не будут.
Третьим первоочередным объектом ОАК в Жуковском до экономического кризиса являлось строительство в Жуковском здание Инженерного центра ОАК, возведение которого планировалось начать в 2009-2010 гг. Инженерный центр ОАК, где собираются объединить под одной крышей авиационные КБ, в ближайшей перспективе намечено создать не в Жуковском, а в столице. Инженерный центр ОАК разместят на территории КБ им. А.Н.Туполева. Строительство и ввод в эксплуатацию Инженерно-научного центра ОАК в Жуковском, видимо, сдвигается на конец нынешнего десятилетия.
Вопрос создания в Жуковском различных крупных объектов для ОАК упирается в строительство жилья для сотрудников корпорации. Следует заметить, что сейчас штаб-квартира ОАК расположена в центре Москвы в Уланском переулке, и для большинства сотрудников построенной штаб-квартиры, надо полагать, квартиры в Жуковском будут вторым жильем.
22 марта 2012 г. на заседании Совета депутатов Жуковского Т.Алексанян сказал следующее: «В штаб-квартире ОАК будет около 2 тыс. рабочих мест. Более половины сотрудникам штаб-квартиры ОАК потребуется жилье в Жуковском. Это около 600 квартир. Желательно, чтобы построено оно было в старой части города. Руководство ОАК рассчитывает, что это жилье будет не по коммерческим ценам».
Во многом темпы развертывания объектов ОАК в рамках создания НЦА в Жуковском определяются положением дел в Объединенной авиастроительной корпорации, у которой гражданский сектор на протяжении многих лет является нерентабельным из-за штучного производства авиалайнеров. Даже такой перспективный проект, как создание и производство регионального самолета «Суперджет-100» реализуется только за счет постоянных вливаний из госбюджета и кредитов банков.
Также большое значение имеют вопросы, связанные с продажей площадок, принадлежащих авиационным КБ в Москве, от объемов полученной при продаже выручки и сроков реализации сделок.
Наметившаяся тенденция свидетельствует о медленной поэтапной реализации проекта по переезду авиационных фирм из столицы в Жуковский и развертывании различных объектов ОАК в наукограде.
Юрий Пономарев
Фото автора
На снимке: строительство здания штаб-квартиры ОАК (август 2013 г.)