Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Во время МАКС-2013 Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) заключила контракты на поставку 173 самолетов гражданского назначения на сумму около 9 млрд $, из них приблизительно половина пришлась на авиалайнеры семейства МС-21
Портфель твердых заказов на самолеты семейства МС-21 до МАКС-21 составлял более 130 машин, а вместе с заказами предварительного характера – около 250 машин. Авиасалон увеличил портфель заказов на перспективный ближне-среднемагистральный самолет МС-21 на 82 единицы.
Самый большой заказчик перспективного авиалайнера – лизинговая компания «Авиакапитал-Сервис» (дочерняя структура госкорпорации «Ростех»), заказавшая 50 самолетов для «Аэрофлота».
Из крупных контрактов на МС-21, заключенных на МАКС-2013, следует отметить твердые заказы от компаний «ВЭБ-Лизинг» на 30 самолетов и «Ильюшин Финанс» на 22 самолета, а также от иркутской авиакомпании «ИрАэро» на 10 самолетов. Согласно заключенному контракту с «ИрАвиа», самолеты будут переданы заказчику в период с 2019 по 2020 гг. Первые поставки авиалайнеров семейства МС-21 в варианте МС-21-300 в авиакомпанию «Аэрофлот» запланированы на 2017 г.
По заявлению президента корпорации «Иркут» (головной фирмы по МС-21), на середину лета 2013 г. «заморожен» облик машины МС-21-300 – первого самолета семейства авиалайнеров, также на серийные заводы передана конструкторская документация на планер самолета МС-21-300 и на самолетные системы. На Иркутском авиазаводе приступили к производству первых четырех самолетов для летных и статических испытаний, и начался монтаж автоматизированной линии сборки.
К открытию МАКС-2013 был выбран поставщик первичной системы электропитания (французская компания «Зодиак Аэроспейс»), топливной и кислородной систем (французская компания «Интертехник») и др.
Однако до сих пор руководством ОАК не выбран головной поставщик интегрированного комплекса авионики для авиалайнера. Из разговоров с представителями компании-разработчика самолета корреспондент «ЖВ» сделал вывод, что сейчас ведутся переговоры между руководством госкорпорации «Ростех», куда входят отечественные предприятия и НИИ по разработке и производству авионики, и руководством ОАК по головному поставщику авионики для авиалайнеров семейства МС-21. Либо это будет известная зарубежная компания либо отечественный концерн «КРЭТ».
Хотя окончательный выбор по авионике не сделан, на МАКС-2013 на стенде корпорации «Иркут» процедурный тренажер категории L3D для подготовки пилотов самолета МС-21. На нем установлена авионика с имитаторами систем самолета, разработанная отечественными предприятиями. Сейчас тренажер используется также как экспериментальный стенд для отработки технических решений. Головным предприятиям по разработке тренажера является столичная Научно-производственная фирма «Системы комплексных тренажеров (СКТ)» при участии нидерландской компании «SIM Industries».
Можно с большей долей вероятности предположить, что в течение ближайших шести-восьми месяцев будет назван головной поставщик авионики для МС-21.
Если выбор будет сделан в пользу иностранной компании, то это нанесен серьезный урон предприятиям отечественной радиоэлектронной промышленности, разрабатывающим и производящим авионику для гражданского и военного секторов авиапромышленности. Против выбора зарубежной компании, в частности, выступает руководство госкорпорации «Ростех».
Справка сайта
Авиалайнер МС-21 относится к семейству ближне-, среднемагистральных узкофюзеляжных самолетов, которое включает три модели: МC-21-200 вместимостью 150 пассажиров, MC-21-300 вместимостью 181 пассажир и MC-21-400 вместимостью 212 пассажиров. Самолет разрабатывается корпорацией «Иркут», входящей в Объединенную авиастроительную корпорацию. Первый полет прототипа МС-21-300 намечен на середину 2015 г., сертификация и начало первых поставок на 2017 г.
Программа создания МС-21 составляет около 190 млрд руб. Предполагается, что около 70 млрд руб. из этой суммы выделит государство, а остальные – привлекут из частного сектора разработчики авиалайнера.
Юрий Пономарев