ЭМЗ разработал проекты самолетов для малой авиации – модернизированные «Гжель» и «Сокол»

ОАО «ЭМЗ им. В.М.Мясищева» на конкурс, объявленный Минпромторговли, заявило проекты двух самолетов – М-301 и М-201.

В конце февраля 2013 г. Министерство промышленности и торговли (Минпромторговли) России объявило о проведении двух открытых конкурсов на разработку и сертификацию перспективных легких самолетов для малой авиации: 9-местного однодвигательного и 19-местного двухдвигательного, которые способны конкурировать с лучшими зарубежными аналогами. Экипажи обеих машин должны состоять из одного-двух пилотов. На одного пассажира должен приходиться багаж массой до 30 кг. Дальность полета машин должна составить (с полной заправкой) не менее 2,5 тыс км.

По условиям конкурса, этапу разработки самолетов обязательно будет предшествовать этап проведения научно-исследовательских работ. НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) должны быть выполнены в период с 2013 г. по 2015 г.

По неофициальной информации, для конкурса в качестве 9-местного однодвигательного самолета «мясищевцы» разработали проект модернизированного варианта турбовинтового самолета М-101Т «Гжель», сертифицированного в 2003 г. Изначально самолет М-101Т разрабатывался для использования в первую очередь как 7-местная машина для бизнес-авиации и в качестве авиатакси. М-101Т «Гжель» имеет герметизированную кабину для полетов на высоте свыше 5 тыс м (потолок полета машины составляет 7,6 тыс м). В новой модификации «Гжели», имеющей обозначение М-301, разработчики увеличили количество пассажирских мест на две единицы и не стали делать кабину герметизированной, соответственно снижена высота полета самолета. Стоить М-301 будет меньше, чем «Гжель». Базовая стоимость одного самолета М-101Т составляла в середине 2000-х годов 1,3 млн $.

Следует сказать, что машина М-101Т строилась до 2010 г. на Нижегородском авиазаводе (НАЗ) «Сокол». Всю техдокументацию на «Гжель» у ЭМЗ выкупил НАЗ. Всего было построено около 20 самолетов. В частности, «Гжель» эксплуатировалась в качестве авиатакси в компании «Декстер» во второй половине 2000-х годов. Эксплуатация показала, что необходимо доработать «Гжель». Доработка требовала денег и времени. Крупных твердых заказов на самолет не было. НАЗ был загружен заказами от Минобороны. Доработку «Гжели» в полном объеме не осуществили, а в итоге серийное производство самолета свернули.

Второй самолет, который участвует в конкурсе Минпромторговли от ЭМЗ, – это существующая в чертежах машина М-201 «Сокол». Многоцелевой двухдвигательный самолет «Сокол» пассажировместимостью до 14 человек разработан на базе «Гжели». ЭМЗ принимало участие с проектом самолета М-201 в 2007 г. в конкурсе, проводимом Минтрансом России на учебно-тренировочный двухдвигательный самолет для подготовки пилотов гражданской авиации. Победителем конкурса был объявлен проект самолета «Рысачок», представленный ООО «НКФ «Техноавиа». Сейчас «Рысачок» проходит сертификационные испытания. Для участия в нынешнем конкурсе в ЭМЗ переработали проект машины М-201: добавили еще пять мест, соответственно увеличился взлетный вес самолета.

Итоги открытого конкурса Минпромторговли будут подведены в июне нынешнего года.

Юрий Пономарев

Фото ЭМЗ

На снимке: самолет М-101Т «Гжель»