Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
На модернизированный авиалайнер Ту-204СМ по-прежнему нет ни одного твердого заказа от авиакомпаний
Во время 2-го Международного авиатранспортного форума (МАТФ-2012), который проходил в Ульяновске с 23 по 25 августа и в котором приняли участие около 2 тыс. специалистов авиапромышленности и смежных отраслей, в том числе более 120 представителей 16 зарубежных стран, была представлена линейка самолетов, производимых и ремонтируемых на авиазаводе «Авиастар». Это машины Ту-204-100С, Ту-204-300, Ан-124, Ил-76МД-90А. Однако среди представленных самолетов не было усовершенствованного среднемагистрального авиалайнера Ту-204СМ, проходящего сейчас сертификационные испытания.
Руководство Ульяновского авиазавода «Авиастар», рассказывая о перспективах развития предприятия, не распространялось о планах по развертыванию серийного производства машины Ту-204СМ, оснащенного усовершенствованным отечественным двигателем ПС-90А2. В сборочном цеху предприятия журналисты смогли увидеть недостроенный третий летный образец самолета Ту-204СМ, постройку которого законсервировали в весной 2011 г.
До сих пор нет никаких официальных заявлений руководства Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) по поводу перспективы программы по созданию Ту-204СМ. Молчат, как воды в рот набрав, руководство Минпромторговли и Митранса России. Авиалайнер Ту-204СМ может повторить судьбу проекта по созданию ближнемагистрального самолета Ту-334, серийного производство которого не было развернуто после получение сертификата летной годности (с большими ограничениями) в 2004 г.
Однако возможен и другой вариант: самолет Ту-204СМ получает сертификат летной годности, а затем строится небольшими партиями по 2-4 самолета для Специального летного отряда (СЛО) государственной авиакомпании «Россия» по заказу Управления делами президента.
Пока что приостановки сертификационных испытаний двух опытных самолетов марки Ту-204СМ – машин с борт. № 64150 и № 64151 – нет. В августе Ту-204СМ (борт. № 64151) проходил в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) этап сертификационных испытаний при высоких температурах. В ОАЭ летал экипаж ОАО «Туполев» во главе с заслуженным лётчиком-испытателем России, заместителем генерального конструктора – начальником лётного отделения Виктором Минашкиным. Следующий этап сертификационных испытаний – посадка самолёта с повышенным уровнем влаги на взлетно-посадочную полосу.
В 2011 г. правительством России перед ОАК было поставлено условие: ОАО «Туполев» должно получить на Ту-204СМ сертификат типа с ограничениями по АП-25 до конца 2011 г., а в первом квартале 2012 г. получить международный сертификат. Сейчас, по неофициальной информации, сертификация авиалайнера Ту-204СМ завершится в конце нынешнего года.
Следует заметить, что у компании «Туполев» нет других крупных программ в области гражданского самолетостроения, кроме проекта Ту-204СМ, со всеми вытекающими последствиями для фирмы.
Юрий Пономарев
Фото ОАО «Туполев»