Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Однако нет гарантий, что руководством ОАК сроки вновь будут сдвинуты «вправо»
SJ-100
По заявлению нового руководителя Минпромторговли РФ Антона Алиханова, опытная машина «Суперджет-100» с серийным № 95157 (бортовой № 97012), выпущенная в 2018 г. и оснащенная зарубежным бортовым оборудованием и новыми отечественными двигателями ПД-8, совершит первый испытательный полет в марте нынешнего года.
А.Алиханов сообщил, что сейчас в ЛИИ им. М.М.Громова проходит повторные летные испытания усовершенствованный мотор ПД-8 в составе летающей лаборатории – самолета Ил-76ЛЛ. На первую декаду февраля 2025 г. совершено более 20 полетов машины Ил-76ЛЛ.
Первые двигатели ПД-8 переданы на авиазавод в Комсомольск-на-Амуре для проведения испытаний ближнемагистрального самолета «Суперджет-100». Необходимо сказать, что в середине октября 2023 г. на площадке авиазавода в Комсомольске-на-Амуре на региональном авиалайнере «Суперджет-100» (SSJ-100) с серийным № 95157 проверяли работу двух отечественных двигателей ПД-8. Планировалось, что эта опытная машина, оснащенная импортным бортовым оборудованием и двумя два опытными образцами мотора ПД-8 (заявленная тяга на максимальном режиме 8,056 кгс и степень двухконтурности 4,4), полетит до конца 2023 г.
В мае нынешнего года к летным испытаниям должен присоединиться еще один опытный образец машины SJ-100, который будет оснащен двигателями ПД-8 и отечественным бортовым оборудованием. Эта третья машина (№ 97003) будет полностью соответствовать типовому облику импортозамещенного «Суперджета» – машине SJ-100.
В Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), сообщили, что первый серийный самолет SJ-100 (бортовой № 97004) поставлен под ток. На начало февраля текущего года на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре собрано 11 планеров серийных машин SJ-100, которые впоследствии будут дооснащены отечественными двигателями ПД-8, бортовыми системами и агрегатами после их сертификации. Начало поставок импортозамещенных самолетов SJ-100 с ПД-8 запланировано на февраль 2026 г.
МС-21-310РУС
В начале нынешнего февраля на Иркутском авиазаводе (ИАЗ) был поставлен под ток опытный образец полностью импортозамещенного среднемагистрального авиалайнера МС-21-310РУС (бортов. № 73057). Опытный образец самолета МС-21-310РУС (бортовой № RF-73057, заводской № МС.0013) с полностью импортозамещенным оборудованием и крылом из отечественных композиционных материалов должен в первый раз совершить испытательный полет летом нынешнего года (в конце прошлого года было заявлено, что в апреле 2025 г.).
Финальный облик полностью импортозамещенного самолета МC-21-310РУС был сформирован во второй половине 2024 г. Тогда в госкорпорации (ГК) «Ростех» проинформировали, что в процессе замещения на МС-21-310 иностранных компонентов на отечественные изменились массово-габаритные характеристики бортовой аппаратуры отечественной разработки: они «пошли» в сторону увеличения. Также в руководстве ГК «Ростех» уточнили, что поэтапная реализация программы снятия ограничений по мере летных испытаний позволит довести в конце концов авиалайнер МС-21-310РУС до параметров, отвечающих требованиям заказчиков.
Планировалось в конце декабря 2024 года на аэродроме Иркутского авиазавода поднять первый раз в воздух частично импортозамещенный пассажирский самолет МС-21-310. Полет так и не был выполнен. На опытной машине с бортовым номером 73055 (заводской номер МС.0012) установлено крыло из зарубежных композиционных материалов, два российских двигателя ПД-14 и ряд отечественных бортовых систем.
На ИАЗ продолжается сборка планеров самолета МС-21-310. Собрано более десяти планеров, которые впоследствии будут дооснащены отечественными двигателями ПД-14,бортовыми системами и агрегатами после их сертификации. Согласно скорректированным планам, выпуск серийных авиалайнеров МС-21-310 начнется в 2026 г.
Юрий Пономарев
Фото ОАК