Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
На программу самолета Ил-114-300 намечено выделить из госбюджета около 12,5 млрд. рублей в 2025-2027 гг.
В пояснительной записке к проекту федерального бюджета России сказано, что в рамках программы по созданию регионального самолета Ил-114-300 на «проектирование, сертификацию, запуск серийного производства и формирование пула запчастей планируется направить в 2025 г. 9,4 млрд. руб., в 2026 г. – более 706 млн. руб. и около 2,5 млрд. руб. будет выделено в 2027 г.».
Средства выделяются путем взноса в уставный капитал ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК)», в том числе для «осуществления последующих взносов в уставные капиталы дочерних обществ, на финансирование затрат по доработке самолета Ил-114, что в свою очередь поддержит целый ряд связанных секторов в отрасли».
Необходимо сказать, что в настоящее время сроки поставки первых региональных турбовинтовых самолетов Ил-114-300 сдвинуты с 2024 г. на 2026 г. Вместо 70 серийных бортов российские авиакомпании получат 51 машину Ил-114-300 до 1 января 2031 г. В соответствии с Комплексной программой, в 2025 и 2026 гг. намечается изготавливать по 6 двигателей ТВ7-117СТ-01 для машины Ил-114-300 в течение года. В декабре 2023 г. правительство РФ заявило, что выделяет на два года (2024-2025 гг.) 143 млн. руб. на доработку турбовинтового двигателя ТВ7-117СТ.
Однако необходимо сказать, что часто бесполезно ссылаться на Комплексную программу развития авиатранспортной отрасли России до 2030 г., т.к. федеральная программа по многим ранее заявленным параметра постоянно нарушается (даже после принятия второй скорректированной редакции).
Сейчас на Луховицком авиазаводе (ЛАЗ) в постройке находится несколько самолетов Ил-114-300. Третий опытный образец регионального самолета Ил-114-300 (заводской № 1001) находится в ЛАЗ в большой степени готовности. Предполагается, что машина будет достроена либо к концу текущего года, либо в первом квартале 2025 г., а первый полет совершит весной 2025 г.
На сборке находится первый серийный самолет Ил-114-300 (заводской № 1002), ведется постройка планера серийной машины с заводским № 1003.
Юрий Пономарев
Фото ОАК