Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
В кулуарах проходившего во Владивостоке с 3 по 6 сентября Восточного экономического форума (ВЭФ-2024) обсуждался проект самолета МС-21-310РУС, масса которого в результате импортозамещения увеличилась на 5,75 т
После ВЭФ-2024 из уст первого вице-премьера Дениса Мантурова поступила официальное подтверждение этого факта. Вначале авиалайнер МС-21-310РУС потяжелел, когда в конструкции крыла вместо импортных композиционных материалов применили на отечественные, а затем увеличение массы машины произошло при замене зарубежного бортового оборудования на изделия российской разработки и производства.
Сейчас, согласно официальной информации, размещенной в Интернете, максимальная взлетная масса импортозамещенного авиалайнера МС-21-310РУС составляет 85 т. Максимальная дальность в двухклассной компоновке – 5100 км.
Летом 2017 г, когда полным ходом шли летные испытания первого опытного образца самолета МС-21-300 с американскими двигателями PW1400G и импортными композитами в конструкции крыла и зарубежными комплектующим, согласно официальным заявлениям, максимальная взлетная масса самолета МС-21-300 составляла 72,56 т, а максимальная дальность полета в двухклассной компоновке – 6400 км.
Получается, что при проведении работ по импортозамещению увеличилась масса авиалайнера и, как следствие, ухудшились тактико-технические характеристики самолета. Если по порядку рассматривать, на что повлияет утяжеление машины, то первое о чем можно говорить – это увеличение потребления топлива двигателями ПД-14 самолета, затем стоит сказать об уменьшении максимальной коммерческой загрузке и т.д.
Первоначально сертификацию авиалайнера МС-21-310РУС планировалось завершить до конца 2023 г. В феврале нынешнего года федеральные информагентства сообщили, что руководитель госкорпорации (ГК) «Ростех» Сергей Чемезов сообщил, что «серийное производство авиалайнера МС-21-310 не начнется в 2024 г., как ожидалось ранее». По словам Сергея Викторовича, «скорее всего, выпуск будет перенесен на 2025 г. или, может быть, даже на 2026 г.».
Проблемы с созданием самолета МС-21-310 подтверждают факт наличия технологического отставания от стран Запада в отечественной авиапромышленности, а также в ракетно-космической отрасли и др. Положение дел в наукоемких отраслях промышленности на фоне СВО позволяет предположить, что ближайшие пять лет мало, что измениться в лучшую сторону.
Юрий Пономарев
Фото ОАК