Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
В ОАК рассматривается вопрос о подготовке Воронежского авиазавода (ВАСО) к серийному производству среднего военно-транспортного самолета (ВТС) Ан-70
Если руководство ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» утвердит план по развертыванию серийного производства украино-российского ВТСв ближайшее время, то уже в 2012 г. на ВАСО начнется подготовка производственной площадки по выпуску Ан-70, в этом случае серийное производство нового ВТС в Воронеже может начаться в 2016 г.
Согласно первоначальным планам, серийное производство Ан-70 планировалось развернуть на Ульяновском авиазаводе «Авиастар-СП», но затем от этих планов решили отказаться из-за развертывания крупносерийного производства модернизированных транспортных самолетов серии Ил-76-90А («изделие 476») для военной и для гражданской авиации, а также среднего многоцелевого российско-индийского ВТС МТА и возможного возобновления серийного производства тяжелых машин Ан-124 «Руслан».
Производственные мощности ВАСО из-за приостановки программы по легкому ВТС Ил-112В и отсутствия твердых заказов на дальнемагистральные машины семейства Ил-96 скорее всего будут недозагружены, поэтому решение о строительстве Ан-70 вполне логично, тем более что нельзя полностью зависеть от возможностей украинской авиапромышленности в вопросе производства перспективного ВТС.
Следует напомнить, что, согласно Государственной программе вооружений России на период с 2011 до 2020 гг. (ГПВ-2020), предусматривается приобретение Минобороны России 60 ВТС Ан-70. В 2011 г. Минобороны России внесло часть денег за один Ан-70, который должны построить для российских военных на Киевском авиазаводе «Антонов». Сейчас на серийном авиазаводе «Антонов» находятся в постройке два первых серийных ВТС Ан-70: один предназначен для ВВС Украины, а второй – для ВВС России. Строительство обоих самолетов планируется завершить в 2013 – 2014 гг. В начале февраля директор Департамента разработки и закупок вооружений и военной техники Минобороны Украины Андрей Артюшенко назвал ориентировочную стоимость одного ВТС Ан-70 – около 67 млн. $.
«Россия профинансирует заключительные работы по созданию российско-украинского самолета Ан-70», – заявил в феврале нынешнего представителям СМИ начальник Генштаба Вооруженных сил России генерал армии Николай Макаров. Объем российского взноса в проект Ан-70 до 2013 г. должен составить около 85 млн. $, а украинского – приблизительно 60 млн. $. Инвестиции необходимы для проведения программы по модернизации самолета и завершения испытаний. Войсковые испытания российско-украинского самолета Ан-70 с участием единственного летного экземпляра планируется провести в 2012 г.
13 ноября 2011 г. на Международном авиационно-космическом салоне «Дубай Аэрошоу-2011» российское ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют» и украинское ГП «Ивченко - Прогресс» подписали протокол о намерениях по созданию совместного предприятия по производству усовершенствованной версии двигателя Д-27 для машины Ан-70.
Еще одним важным аспектом программы по Ан-70 являются работы по оцифровке всей документации по машине, без которой невозможно внедрение самолета в серийное производство на российском авиазаводе.
Игорь Лот
Фото ГП «Антонов»