Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Летом 2024 г. в ОАК заявили, что постройку первого частично импортозамещенного авиалайнера Ту-214, изготавливаемого на Казанском авиазаводе (КАЗ), завершат к концу нынешнего года
В условиях санкций авиационная общественность неожиданно узнала, что у «полностью» отечественного узкофюзеляжного авиалайнера Ту-214 (Ту-214-200) имеется около 45 различных бортовых систем зарубежного производства. Принято решение заменить зарубежные системы и приборы на отечественные. Это вычислители системы управления полетом и системы самолетовождения, бортовые системы предупреждения о сближении с землей и предупреждения о столкновении в воздухе, метео-РЛС, элементы бортового светового и электрооборудования, элементы гидросистемы и др. Необходимо отметить, что в целом за разработку и поставки гидравлической системы Ту-214 отвечает ПАО « Авиационная корпорация «Рубин». Самолет Ту-214 серийно выпускается на КАЗ с конца 90-х годов прошлого столетия.
Вначале были обещания сдать один самолет Ту-214 в конце 2022 г., затем сроки сдачи этого нового авиалайнера перенесли на 2023 г. Сейчас стало известно, что машину Ту-214 (бортовой № 64535), предназначенную для Минпромторговли России, достроят в конце нынешнего года.
Согласно скорректированным в очередной раз планам, в 2025 г. должно быть изготовлено четыре самолета Ту-214, в 2026 г. – семь машин, а в 2027 г. – 17 штук.
Одновременно с постройкой авиалайнеров на Казанском авиазаводе (филиале ПАО «Туполев» Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) ведется строительство новых производственных помещений и техническое перевооружение производства. По официальной информации, летом нынешнего года было завершено техническое перевооружение трех подразделений КАЗ: подготовки производства, механосборочного производства и летно-испытательной базы.
В настоящее время на КАЗ ведется монтаж стапеля сборки кессона отъемных частей крыла самолета Ту-214. Ввод в эксплуатацию нового стапеля позволит организовать параллельную сборку двух самолетокомплектов и расширить объем производства. Завершить монтаж планируется в ноябре текущего года.
Юрий Пономарев
Фото автора