Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
С 31 марта по конец мая нынешнего года второй опытный самолет Ил-114-300 (бортовой № 54115) совершил около 20 испытательных полетов
Строительство второго опытного образца машины Ил-114-300 (№ 0110) началось на Луховицком авиазаводе (ЛАЗ) в 2019 г. Летом 2023 г. на официальном уровне было подтверждено, что машина Ил-114-300 построена, выкачена из цеха ЛАЗ и проходит наземные испытания.
На второй опытной машине Ил-114-300 (заводской № 0110) изменено поперечное V крыла относительно базового самолета, что обеспечивает самолету лучшую поперечную устойчивость, а при посадке – больший угол отклонения закрылков (до 30°) и, соответственно, меньшую посадочную скорость. Также на машине уменьшен диаметр винтов АВ-112-114 у двигателя ТВ7-117СТ-01 с 3,9 м до 3,7 м.
Дистанция разбега самолета составляет 650 м, пробега – 550 м. По словам разработчиков, за счет увеличения поперечного V крыла конструкторам удалось «приподнять» двигатель и увеличить расстояние от концов лопастей винта до поверхности земли. Предпринятые разработчиками меры, а также защита композитных лопастей от попадания гравия позволят, по утверждению авиаконструкторов, приземляться самолету не только на оборудованные бетонные ВПП, но также на грунт плотностью 7,5 кг/кв. см, плотный снег и на полосы с травяным покрытием.
Стоит напомнить, что первый опытный образец самолета Ил-114-300 (переходная версия), предназначенный для летных испытаний, был изготовлен из машины № 0108, выпущенной на Ташкентском авиазаводе в 1994 г. Первый полет машины Ил-114-300 (заводской № 0108) состоялся 16 декабря 2020 г. Сейчас этот опытный образец c бортовым № 54114 находится в ЛИЦ им. В.К.Коккинаки в Жуковском.
В Комплексную программу развития авиационной отрасли транспортной отрасли до 2030 г. правительство РФ внесло в мае нынешнего года новые коррективы (в сторону уменьшения). Сроки поставки первых региональных турбовинтовых самолетов Ил-114-300 сдвинулись с 2024 г. на 2026 г. Вместо 70 серийных бортов российские авиакомпании получат 51 машину Ил-114-300 до 1 января 2031 г. Необходимо сказать, что, в соответствии с Комплексной программой, в 2025 и 2026 гг. намечается изготавливать по 6 двигателей ТВ7-117СТ-01 за год.
Третий опытный регионального самолета Ил-114-300 (заводской № 1001) находится на достройке в ЛАЗ. Предполагается, что машина будет достроена к концу текущего года, а первый полет совершит в начале 2025 г.
Юрий Пономарев
Фото ОАК