Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Опытный образец частично импортозамещенного самолета Superjet 100 (SJ-100) с двумя российско-французскими двигателями SaM146 прилетел на аэродром ЛИИ им. М.Громова
В конце апреля опытный образец импортозамещенного по бортовому оборудованию ближнемагистрального самолета SJ-100, изготовленный в ПАО «Яковлев», завершил программу заводских доводочных испытаний и прибыл на аэродром ЛИИ им. М.М. Громова. Здесь авиалайнер будут готовить к летным сертификационным испытаниям.
Самолет, построенный на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре, прибыл в Жуковский 27 апреля, пролетев около 6 тыс. км с промежуточной посадкой в новосибирском аэропорту Толмачева. По прибытии на аэродром ЛИИ машина SJ-100 была перебазирована в Летно-технический комплекс «Яковлева», где самолет будет проходить подготовку к выполнению программы летных сертификационных испытаний.
Первый испытательный полет опытного образца самолета «СуперджетНью» (Superjet 100) с бортовым номером 97021 состоялся 29 августа 2023 г. на аэродроме в Комсомольске-на-Амуре. Опытный образец регионального авиалайнера (прежнее название – SSJ-NEW), у которого значительная часть систем и агрегатов бортового оборудования зарубежного производства заменены на отечественные системы, впервые поднял в небо экипаж в составе летчиков-испытателей Леонида Чикунова и Дмитрия Деменева, а также инженера-испытателя Дениса Велижанина.
Машина SJ-100 (SSJ-New или «Суперджет Нью») – это разрабатываемая с 2018 г. модификация «Суперджета» (официальное обозначение новой версии RRJ-95NEW-100), в которой предусмотрено применение максимальной доли российских комплектующих, компонентов и систем. Всего при создании новой версии самолета SSJ-100 заменены 38 систем и компонентов. У авиалайнера заменены на отечественные следующие системы: система кондиционирования, торможения, электроснабжения, водоснабжения и удаления отходов, а также кислородная система для экипажа, датчики сигнализации утечки воздуха, сигнализатора обледенения и температуры воздуха, шасси, пассажирские кресла и др. Однако на 100% импортозамещение произвести не удалось.
Всего планируется построить три опытных образца самолета SJ-100, предназначенных для летных испытаний. Теперь на очереди начало летных испытаний авиалайнера «Суперджет-100» (SSJ-100) с бортовым номером 95157, который будет оснащен вместо двигателей SaM146 двумя отечественными моторами ПД-8. Затем к летным испытаниям должен присоединиться второй опытный образец машины SJ-100, который будет оснащен двигателями ПД-8 и отечественным бортовым оборудованием. Эта третья машина будет полностью соответствовать типовому облику импортозамещенного «Суперджета».
Вице-премьер правительства и руководитель Минпромторговли РФ Денис Мантуров заявил, что сертификация двигателя ПД-8 и самолета SJ-100 (SSJ-New) с импортозамещенным оборудованием будут идти параллельно.
Юрий Пономарев
Фото ОАК