Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Перспективный самолет Як-152 нуждается в новом отечественном двигателе
По официальной информации, совместные госиспытания перспективного отечественного учебно-тренировочного самолета (УТС) Як-152 для ВКС РФ завершены. УТС Як-152 является самолетом первоначальной подготовки и профессионального отбора военных летчиков на ранней стадии обучения.
Первый полет опытного образца самолета Як-152 с бортовым № 01 состоялся в сентябре 2016 г. на аэродроме Иркутского авиазавода, а в конце мая 2022 года совершил первый полет третий опытный образец учебно-тренировочного самолета (УТС) Як-152 (борт 05). Окончательная сборка опытных образцов машины Як-152 осуществлялась на Иркутском авиазаводе (ИАЗ), где изготавливались фюзеляж и крыло самолета. На Улан-Удэнском авиазаводе изготавливали хвостовое оперение для Як-152.
Следующим этапом развития проекта должно стать замена силовой установки поршневого дизельного двигателя RED A03 V12 мощностью 500 л.с. немецкой компании RED Aircraft GmbH, который установлен на трех опытных летных образцах самолета. Поставки этого мотора в Россию прекращены после февраля 2022 г.
Разработчики машины полагают, что одним из вариантов может быть адаптация под Як-152 вертолетного турбовального двигателя ВК-650 разработки Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК). Однако компании «ОДК-Климов» необходимо вначале испытать ВК-650 и сертифицировать мотор, который ждут вертолетостроители, а затем заниматься созданием его самолетного варианта Вк-650С.
У самолета Як-152 есть конкурент – машина УТС-800, который сейчас проходит этап летных испытаний. Основная причина задержек в реализации проекта по УТС-800 тоже заключается в отсутствии мотора для самолета. Самолет УТС-800 намечено оснастить отечественным турбовинтовым двигателем (ТВД) ВК-800СП (разработка компании «ОДК-Климов»). Базовый ТВД ВК-800С дорабатывается в течение длительного времени, и на мотор еще предстоит получить сертификат.
Можно с большой долей уверенности предположить, что уйдут годы и годы, и уйма денег пока будет созданы и сертифицированы отечественные моторы.
Юрий Пономарев
Фото ОАК