Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Высотный дозвуковой самолет М-55 «Геофизика» после нескольких лет нахождения на консервации недавно поднялся в небо над аэродромом ЛИИ им. М.М.Громова
Об этом событии недавно сообщили сразу несколько российских сайтов, которые также поместили фотографии уникального отечественного самолета двойного назначения.
Созданная по заказу военных, машина М-55 с 1996 г принимала участие в целом ряде научных экспедиций. В декабре 1996 г. — январе 1997 г. самолет М-55 «Геофизика» принял участие в арктической экспедиции, базируясь на аэродроме «Санта-Клаус» города Рованиеми (Финляндия). Во время полетов самолета изучались механизмы разрушения озонового слоя в районе Арктики.
Во время научных экспедиций самолет М-55 «Геофизика» выполнял полеты над Арктикой, Антарктидой, континентальной частью Бразилии, над Австралией и Африкой. С помощью информации, полученной летающей научной лабораторией, ученые-метеорологи сделали ряд важных открытий. Например, над Индийским океаном бортовой аппаратурой была зафиксирована рекордно низкая для высоты 20 км температура атмосферы Земли – минус 91,8°C.
Одной из последних научных экспедиций с участием М-55 «Геофизика» стали в исследования процессов, происходящих в верхних слоях атмосферы над Гималаями в рамках программы «СтратоКлим». Научная экспедиция состоялась летом 2017 г. и финансировалась Европейским сообществом (ЕС). Договор о сотрудничестве в рамках программы «СтратоКлим» был подписан в начале 2015 г. между ЭМЗ им. В.М.Мясищева и Институтом полярных и морских исследований им. Альфреда Вагнера (ФРГ). Сумма контракта составляла несколько миллионов евро. Общая стоимость проекта «СтратоКлим» была в пределах 11,3 млн евро. В проекте принимали участие 26 научных институтов и учреждений Европы (России, Германии, Швейцарии, Норвегии, Великобритании и др.). На машине М-55 было установлено около 30 научных приборов, созданных в европейских и американских лабораториях.
Необходимо сказать, что в 2015 г. самолет М-55 был отремонтирован и усовершенствован на ЭМЗ им. В.М.Мясищева, которое входит в состав компании «Ильюшин», на средства, выделенные Комиссией Совета Европы. В ходе доработок на машине заменили бортовое оборудование, которое завершило календарный срок службы или выработало полный ресурс. После этой экспедиции 2017 г. самолет законсервировали, и он хранился на ЭМЗ.
Cамолет M-55 является логическим продолжением самолета М-17 «Стратосфера» – истребителя автоматических дрейфующих аэростатов, которые в 70-е годы свободно летали над СССР. На машине М-17 под руководством выдающегося отечественного авиаконструктора Владимира Мясищева (1902-1978) были отработаны многие новшества, позволяющие эффективно реализовать дозвуковой полет в стратосфере.
Досье сайта
В США имеется аналогичный самолет U-2. С 1978 по 1980 гг. машина U-2R прошла модернизацию бортового радиоэлектронного оборудования: система обнаружения – РЛС ASARS-2 SLAR, аппаратура РЭБ, авионика и др. После проведенной модернизации самолет получил новое обозначение – TR-1 Dragon Lady («Дракониха»). Это неофициальное название модификации U-2/TR-1. Самолет TR-1 Dragon Lady – один из старейших самолетов ВВС США, находящихся на вооружении.
В США также есть два самолета в варианте TR-1A (имеют обозначение TR-2), переданные NASA и переоборудованные для проведения научных исследований. Эти две высотные машины использовались в программах по исследованию земных ресурсов, атмосферы Земли и мирового океана.
В январе 2023 г. во время пролета китайского воздушного шара над территорией США и Канады ВВС США использовали самолет U-2/TR-1 для наблюдения за китайским летательным аппаратом. Полеты машины U-2/TR-1 подтвердили, что воздушный шар был оснащен множеством антенн, способных вести радиоэлектронную разведку, а также то, что летательный аппарат легче воздуха имел большие по площади панели солнечных батарей.
4 февраля нынешнего года истребитель ВВС США F-22 сбил этот воздушный шар над акваторией Атлантического океана на расстоянии приблизительно 12 миль от побережья штата Южная Каролина. Обломки летательного аппарата были поняты со дна океана и изучены американской стороной.
Юрий Пономарев
Фото ОАК