Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Для военных проект транспортного самолета Ил-112В оказался не актуален
11 октября 2023 г. министр обороны Сергей Шойгу в ходе рабочей поездки в Ульяновск проинспектировал выполнение гособоронзаказа на авиазаводе «Авиастар» и провел совещание с руководством ОАК, в ходе которого были рассмотрены состояние и перспективы развития военно-транспортной авиации. Тогда же впервые на официальном уровне было заявлено о реализации нового проекта в области транспортной авиации – легкого военно-транспортного самолета (ЛВТС) Ил-212. Пока об этом проекте известно мало. На официальном уровне заявлено, что новый ЛВТС Ил-212 планируют создать в России на замену ВТС Ан-26 и Ан-72 в вооруженных силах. Также стало известно, что на машине Ил-212 установят два отечественных двухконтурных турбореактивных двигателя ПД-8, опытные образцы которого сейчас проходят этап летных и стендовых испытаний, предстоит сертификация мотора, которая в настоящее время назначена на 2024 г. Напомним, что взлетная тяга двигателя ПД-8 составляет 7477 кгс.
Кроме этого от ЛВТС Ил-112В машина Ил-212 получит часть бортового общесамолетного оборудования, авионику и фюзеляж. Будут использоваться модифицированные крылья и шасси, установлены новые топливная и гидравлическая системы. По неофициальной информации, двигатели ПД-8 будут установлены над консолями крыла, как у Ан-72, чтобы обеспечить эксплуатацию самолета с неподготовленных полос и грунтовых аэродромов. Масса перевозимого груза на Ил-212 будет в пределах 12-15 т.
Стоит напомнить, что в Украине разрабатывается ВТС Ан-178, оснащенный двумя двигателями Д-436-148ФМ. Самолет «застрял» на этапе летных испытаний. Масса перевозимой полезной нагрузки для Ан-178 определена в 15-18 т.
Бразильская компания «Эмбраер» в свою очередь разработала в сжатые сроки и серийно строит ВТС КС-390 подобной размерности. Компания «Эмбраер» заключила контракты на поставку машины КС-390 с Бразилией, Португалией и Венгрией. Недавно шведская компания SAAB решила оказать содействие «Эмбраеру» в поставках самолета КС-390 для ВВС Швеции.
Про дальнейшую судьбу проекта ЛВТС Ил-112В пока можно только догадываться. Известно только, что постройка новых опытных образцов Ил-112В на Воронежском авиазаводе приостановлена. Из происшедшего после катастрофы единственного опытного образца ВТС Ил-112В, которая случилась 17 августа 2021 г., можно сделать вывод, что у России не хватает ресурсов, чтобы быстрыми темпами создать Ил-112В.
Последнее десятилетие наглядно показало, что в отечественной авиапромышленности больше озабочены освоением денег из госбюджета в течение продолжительного времени при разработке изделий, нежели выпуском готовых продуктов для потребителей.
Юрий Пономарев
На рисунке: ЛВТС Ил-212
Рисунок ОАК