Китай решил обойтись без России в проекте по созданию авиалайнера CR929

Китайские специалисты приступили к детальному проектированию планера дальнемагистрального пассажирского самолета С929 без участия российских коллег

Из КНР по Интернету пришло сообщение, что недавно заместитель генерального директора Китайской государственной компании по производству авиакосмической техники (COMAC) господин Ци Сюэфэн, выступая на первой авиационной конференции CATA, организованной Китайской ассоциацией воздушного транспорта, рассказал, как китайские специалисты самостоятельно проектируют авиалайнер С929 (ранее проект назывался CR929) и в какой стадии находится сейчас реализации проекта. Весьма примечательно, что руководство госкорпорации (ГК) «Ростех» и Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), которая входит в состав «Ростеха», до сих пор на официальном уровне не объявили о выходе из проекта по созданию российско-китайского авиалайнера CR929.

Первые соглашения по авиалайнеру CR929 были подписаны на правительственном уровне в 2014 г. В сентябре 2017 г. проект широкофюзеляжного дальнемагистральнего самолета (ШФДМС) получил официальное наименование –CR929. Предполагаемая стоимость разработки перспективного авиалайнера была озвучена в сумму около $20 млрд. Цена одного экземпляра самолета CR929 была определена в $113,5-117,8 млн. Разработчики CR929 приняли решение, что в течение первых лет серийного выпуска стоимость машины должна быть на 20% дешевле зарубежных аналогов-конкурентов.

Согласно договоренностям российской и китайской сторон, базовая версия самолета CR929-600 в трехклассной компоновке должна была перевозить 280 пассажиров на расстояние до 12 тыс. км. Предполагалось, что семейство авиалайнеров марки CR929 будет также состоять из модификации с удлиненным фюзеляжем (модель CR929-700 с количеством кресел на 320 пассажиров) и модели с укороченным фюзеляжем (модель CR929-500 – 230 кресел).

Еще два года назад над проектом авиалайнера работала объединенная российско-китайская инженерная группа, которую возглавлял с российской стороны главный конструктор Максим Литвинов и с китайской стороны – главный конструктор Чен Инчун.

В сентябре 2022 г. китайская сторона заявила, что уже ведет эскизное проектирование самолета. Об этом заявил на международной конференции World Design Capital-2022 в Шанхае академик Китайской инженерной академии, главный научный сотрудник китайской государственной компании COMAC У Гуанхуэй.

Наконец-то прояснилось будущее проекта перспективного дальнемагистрального самолета. Пока проект по новой машине без будущего. На сегодняшний день известно, что начиная с 2025 г., согласно Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России до 2030 г., будут строить по два-три (проверенных годами эксплуатации) дальнемагистральных авиалайнера Ил-96-300 в год. Эпопея с созданием этого самолета началась более сорока лет назад. В 1983 г. Совет министров СССР выпустил постановление по разработке авиалайнеров марки Ил-96 и Ту-204. ОАК даже не решился серийно строить усовершенствованную машину – авиалайнер Ил-96-400М.

P.S. Как «утешение» из КНР пришло сообщение, что в середине прошедшего октября руководство

Российского Фонда прямых инвестиций в рамках Международного форума «Один пояс – один путь» объявило  о создании совместно с партнерами из Китая нового фонда. Это будет Фонд развития гражданского авиапрома объемом 100 млрд. рублей.

Юрий Пономарев

Фото автора

 

На снимке: модель авиалайнера CR929