Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
В прошедшем октябре министр финансов Антон Силуанов, выступая на пленарном заседании Госдумы РФ, заявил, что сертификация перспективного двигателя ПД-8 должна состояться в ближайшее время
По словам А.Силуанова, сейчас завершаются испытания двигателя, предназначенного для самолета SJ-100 («СуперджетНью»). «В ближайшие три года на развитие гражданского авиастроения будет выделено 2,7 трлн. руб.», – сказал министр во время пленарного заседания Госдумы, на котором рассматривался проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2024 г. и на плановый период 2025 и 2026 гг.».
Эксперты обратили внимание, что о сроках реализации программы по созданию двигателя ПД-8 говорит министр финансов А.Силуанов, а не руководитель министерства промышленности и торговли Денис Мантуров и не глава госкорпорации (ГК) «Ростех» Сергей Чемезов.
Генеральный директор компании «Яковлев» (разработчик самолета) Андрей Богинский рассказал недавно журналистам, что для сертификации машины SJ-100 с двигателем ПД-8 предстоит выполнить не менее 120 полетов. Необходимо отметить, что для выполнения такого количества полетов уйдет не менее шести месяцев в лучшем случае.
Генеральный директор ГК «Ростех» Сергей Чемезов, выступая в эфире ТВ «Россия 24» сказал, что «в конце текущего, где-то в декабре, мы поднимем самолет SJ-100 полностью локализованный с отечественным двигателем ПД-8, и разработчик начнет проводить испытания».
Можно сделать предположение, что министр финансов, сказав о предстоящей сертификации мотора ПД-8, дал понять руководителям отрасли, что на затягивание сроков сертификации двигателя в госбюджете деньги не предусмотрены, что сейчас нет возможности разрабатывать двигатели по 20 и 30 лет, периодически давая обещания в скором времени завершить работы. В частности, стоит вспомнить эпопеи по созданию авиадвигателей семейства ТВ7-117 и ВК-800. Потребность в двигателях большая, конкурентов нет, а финансировании проекта идет и идет, с постоянным переносом сроков завершения работ «вправо».
P.S. Стоит сказать, что в настоящий момент силовая установка самолета SJ-100 проходит серию стендовых и летных исследований. В частности, в трансзвуковой аэродинамической трубе (АДТ) Т-128 ЦАГИ проводятся испытания полумодели регионального авиалайнера SJ-100 с мотогондолами и модифицированными пилонами двигателя ПД-8.
В ходе испытаний в АДТ было изучено, как меняются крейсерские аэродинамические характеристики летательного аппарата: подъемная сила, сопротивление, моментные характеристики в зависимости от конфигурации силовой установки в широком диапазоне чисел Маха. Также проводилась визуализация воздушного потока для исследования обтекания элементов силовой установки. В ходе испытаний модифицированный пилон для мотогондолы двигателя ПД‑8 подтвердил свои расчетные аэродинамические характеристики.
Юрий Пономарев
Фото пресс-службы ЦАГИ