Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
29 августа 2023 г. на аэродроме в Комсомольске-на-Амуре состоялся первый испытательный полет опытного образца самолета «СуперджетНью» (Superjet 100) с бортовым номером 97021
Опытный образец регионального авиалайнера (прежнее название – SSJ-NEW), у которого значительная часть систем и агрегатов бортового оборудования зарубежного производства заменены на отечественные системы, впервые поднял в небо экипаж в составе летчиков-испытателей Леонида Чикунова и Дмитрия Деменева, а также инженера-испытателя Дениса Велижанина.
По официальной информации, полет продолжался 54 минуты и проходил на высотах до 3 тыс. м и скоростях до 343 км/час. В соответствии с полетным заданием, экипаж выполнил проверку характеристик устойчивости и управляемости машины в воздухе, проверку системы автоматического регулирования давления в кабине и др. В ходе первого полета была подтверждена стабильная работа всех систем отечественного производства, устойчивость и управляемость авиалайнера. У этого образца регионального авиалайнера установлены два российско-французских двигателя SaM146.
Машина SJ-100 (SSJ-New или «Суперджет Нью») – это разрабатываемая с 2018 г. модификация «Суперджета» (официальное обозначение новой версии RRJ-95NEW-100), в которой предусмотрено применение максимальной доли российских комплектующих, компонентов и систем. Всего при создании новой версии самолета SSJ-100 заменены 38 систем и компонентов. У авиалайнера намечено заменить на отечественные следующие системы: систему кондиционирования, торможения, электроснабжения, водоснабжения и удаления отходов, а также кислородную систему для экипажа, датчики сигнализации утечки воздуха, сигнализатора обледенения и температуры воздуха, шасси, пассажирские кресла и др. Однако на 100% импортозамещение произвести не удалось.
Вначале первый полет первого опытного образца SSJ-New планировали на май нынешнего 2023 г. Всего планируется построить три опытных образца самолета SSJ-New, предназначенных для летных испытаний. Также уже построены два планера самолета для статических и ресурсных испытаний, один из которых сейчас находится в ЦАГИ в Жуковском, а другой – в СибНИА в Новосибирске.
Теперь на очереди начало летных испытаний авиалайнера «Суперджет-100» (SSJ-100) с бортовым номером 95157, который будет оснащен вместо двигателей SaM146.двумя отечественными моторами ПД-8. Затем к летным испытаниям должен присоединиться второй опытный образец машины SJ-100, который будет оснащен двигателями ПД-8 и отечественным бортовым оборудованием. Эта третья машина будет полностью соответствовать типовому облику импортозамещенного «Суперджета».
Вице-премьер правительства и руководитель Минпромторговли РФ Денис Мантуров заявил, что сертификация двигателя ПД-8 и самолета SJ-100 (SSJ-New) с импортозамещенным оборудованием будут идти параллельно. В конце 2023 г. в опытную эксплуатацию планируется передать два самолета SJ-100 (SSJ-New) с отечественным двигателем ПД-8.
Юрий Пономарев
Фото ОАК