Самолету Як-152 требуется замена двигателя

Разработчики перспективного учебно-тренировочного самолета (УТС) Як-152 ищут замену поршневому дизельному двигателю RED A03 V12 немецкой компании RED Aircraft GmbH, который установлен на опытных образцах самолета

Недавно заместитель генерального директора Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) по гражданской авиации и по совместительству генеральный директор ПАО «Яковлев» Андрей Богинский заявил, что компания «Яковлев» ищет в России партнеров для импортозамещения немецкого авиадвигателя RED A03 V12 для УТС Як-152 предназначенного для обучения пилотов ВКС России. По этой причине реализация программы по УТС Як-152 сейчас приторможена. УТС Як-152 является самолетом первоначальной подготовки и профессионального отбора военных летчиков на ранней стадии обучения.

Первый полет опытного образца самолета Як-152 с бортовым № 01 состоялся в сентябре 2016 г. на аэродроме Иркутского авиазавода, а в конце мая 2022 года совершил первый полет третий опытный образец учебно-тренировочного самолета (УТС) Як-152 (борт 05).

На этих образцах учебно-тренировочного самолета (УТС) Як-152, предназначенных для летных испытаний, поршневой дизельный двигатель RED A03 V12 мощностью 500 л.с. немецкой компании RED Aircraft GmbH. Окончательная сборка опытных образцов машины Як-152 осуществлялась на Иркутском авиазаводе (ИАЗ), где изготовливались фюзеляж и крыло самолета. На Улан-Удэнском авиазаводе изготавливали хвостовое оперение для Як-152.

Новый отечественный УТС Як-152, создание которого задержалось лет на пятнадцать, предназначен для обучения технике пилотирования и основам навигации, отработке навыков простого пилотирования, и высшего пилотажа, а также технике пилотирования в составе группы самолетов. Разработчики Як-152 полагают, что машина будет востребована в военных училищах ВКС России и в системе ДОСААФ. Пару лет назад Минобороны России заявляло, что после испытаний приобретет 150 УТС Як-152 до 2020 г. В течение более семи лет нет определенности с проектом УТС Як-152. Минобороны России пока не подписало никаких контрактов на поставки машины Як-152 в военные летные училища.

Сейчас возникла проблема с заменой немецкого мотора RED A03 V12. Можно с большой долей уверенности предположить, что уйдут годы и годы, и уйма денег пока будет создан и сертифицирован аналогичный отечественный мотор.

Машина Як-152 должна стать частью учебно-тренировочного комплекса (УТК), в состав которого войдут самолет Як-152 для первоначального обучения, самолет Як-130 для повышенной летной подготовки курсантов училищ и летчиков строевых частей ВВС, а также единый тренажерный комплекс с единым программным обеспечением. Министр обороны Сергей Шойгу периодически заявлял, что в ближайшее время «для обновления авиапарка учебно-тренировочных самолетов первоначальной подготовки летчиков боевой авиации будут проведены на конкурсной основе комплексные испытания двух перспективных УТС – самолетов Як-152 и УТС-800».

Во время Международного форума «Армия-2021», который проходил в выставочном комплексе в Кубинке в конце августа 2021 г., министр обороны Сергей Шойгу поставил своим подчиненным задачу: в ноябре 2021 г. впервые поднять в воздух новый учебно-тренировочный самолет УТС-800, а в 2022 г. – завершить испытания УТС-800, а в 2024 г. – построить первые серийные машины. Программа по созданию конкурента УТС Як-152 – машине УТС-800 застряла на этапе развертывания летных испытаний первого опытного образца. Разработчик УТС-800 – Уральский завод гражданской авиации (УЗГА).

Основная причина задержек в реализации проекта по УТС-800 заключается в отсутствии мотора для самолета. Самолет УТС-800 намечено оснастить отечественным турбовинтовым двигателем (ТВД) ВК-800СП (разработка компании «ОДК-Климов»). Базовый ТВД ВК-800С дорабатывается в течение длительного времени, и на мотор еще предстоит получить сертификат. В конце нынешнего года запланировано приступить к летным испытаниям модификации мотора ВК-800С – двигателя ВК-800СМ на самолете-летающей лаборатории Як-40ЛЛ в СибНИА им. С.А.Чаплыгина в Новосибирске.

Руководство госкорпорации (ГК) «Ростех» по существу создало на базе УЗГА центр по разработке перспективных самолетов местных воздушных линий и авиации общего назначения, а также силовых установок для них. Факты наглядно показывают, что в УЗГА не в полной мере справляются с большими объемами работ по многочисленным проектам.

Юрий Пономарев

Фото ОАК