Второй летный образец самолета Ил-114-300 в ожидании полета

В подмосковных Луховицах второй месяц продолжается наземная отладка силовой установки второго летного образца регионального самолета Ил-114-300 (№ 0110)

Как заявил в ответах на вопросы корреспондента информагентства ТАСС генеральный конструктор компании «ОДК-Климов» (входит в состав Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) Всеволод Елисеев, «два двигателя ТВ7-117СТ-01 сейчас уже «на крыле», остальные двигатели находятся на доработках после первого этапа испытаний». Из слов генерального конструктора можно сделать вывод, что первый опытный образец самолета Ил-114-300 (№ 0108), находящийся в Летно-испытательном центре (ЛИЦ) им. В.К.Коккинаки в Жуковском, стоит без двигателей ТВ7-117СТ-01.

Всеволод Александрович также сообщил, что к программе сертификационных полетов планируется подключить три самолета Ил-114-300, и «ОДК-Климов» планирует поставить шесть двигателей ТВ7-117СТ-01 для обеспечения этих полетов в 2023 г.

В.Елисеев сказал, что в 2023 г. намечено продолжить испытания турбовинтового двигателя (ТВД) ТВ7-117-СТ-01 для авиалайнера Ил-114-300 на стенде в термобарокамере Научно-испытательного центра (НИЦ) в подмосковном Лыткарине, который входит в состав Центрального института авиамоторостроения (ЦИАМ) им. П.И.Баранова, а также предусмотрено проведение других видов стендовых испытаний двигателя, включая ресурсные.

Необходимо сказать, что в ходе испытаний в термобарокамере НИЦ можно моделировать заданные условия полета на большой высоте при разных скоростях полета самолета. Для обеспечения испытаний двигателей в барокамере уникальная высотно-компрессорная станция и комплекс холодильно-осушительных машин НИЦ обеспечивают подачу охлажденного и осушенного воздуха в термобарокамеру в необходимых количествах.

Сейчас в сборочном цехе ЛАЗ находится третий экземпляр самолета Ил-114-300 (№ 0111), предназначенный для летных испытаний.

Справка сайта

Первый опытный образец самолета Ил-114-300 (переходная версия), предназначенный для летных испытаний, изготовлен из машины № 0108, выпущенной на Ташкентском авиазаводе в 1994 г. Эта машина многие годы находилась на хранении в Летно-испытательном центре (ЛИЦ) им. В.К.Коккинаки компании «Ильюшин» в Жуковском. Первый полет машины Ил-114-300 (№ 0108) в течение приблизительно 10 минут состоялся 16 декабря 2020 г.

Испытания модернизированного регионального самолета Ил-114-300 были приостановлены сразу после катастрофы 17 августа 2021 г. перспективного военно-транспортного самолета Ил-112В с двигателями ТВ7-117СТ.

Строительство машины Ил-114-300 (№ 0110) началось на Луховицком авиазаводе (ЛАЗ) в 2019 г. Финишную сборку опытных образцов самолета, а также серийных машин намечено осуществлять на Луховицком авиазаводе. На Воронежском авиазаводе (ВАСО) изготавливаются центропланы для самолета Ил-114-300, а также ряд важнейших элементов планера модернизированного регионального самолета: крыла и хвостового оперения с механизацией, мотогондол и др. В целом в рамках кооперации ПАО «ВАСО» будет изготавливать 42% агрегатов планера самолета Ил-114-300.

Панели для фюзеляжа машины Ил-114-300 изготавливаются на Ульяновском авиазаводе «Авиастар». За Нижегородским авиазаводом (НАЗ) «Сокол» закреплено производство отсеков фюзеляжа авиалайнера Ил-114-300 из панелей, изготовленных в Ульяновске. Авиазавод «Сокол» будет отвечать за изготовление около 40% агрегатов и узлов самолета Ил-114-300.

Двигатель ТВ7-117СТ-01 создан на базе турбовального двигателя ТВ7-117 (четвертого поколения), который начал разрабатываться в 80-е годы прошлого века в ОКБ им. В.Я.Климова в Ленинграде под руководством генерального конструктора А.А.Саркисова (1936-2019).

Серийное производство мотора ТВ7-117СТ-01 осваивает столичное АО «Салют», входит в состав ОДК. В изготовлении двигателя задействованы филиалы предприятия: «ВМЗ «Салют» (подмосковный п. Белозерский) и «ОМО им. П.И.Баранова» (Омск).

Игорь Лот

 

Фото автора