Для наращивания серийного производства авиалайнеров Ту-214, который собираются выпускать всего семь лет, необходимо около 100 млрд. рублей

Для увеличения объемов серийного производства самолетов Ту-214 будет выделено из Фонда национального благосостояния (ФНБ) 41,8 млрд. рублей

Об этом решении правительства РФ рассказал премьер-министр Михаил Мишустин в ходе деловой поездки в Казань и посещения Казанского авиазавода (КАЗ) в третьей декаде июня нынешнего года.

Во время визита на КАЗ Михаил Владимирович, в частности, сказал: «Решение, которое принято было, а оно было принято накануне: это выделение 41,8 млрд. рублей из ФНБ на этот проект. ...Эти средства будут направлены на технологическое оснащение производства – до 27,4 млрд. рублей, на строительство и реконструкцию складских помещений – 22 млрд. рублей, 10 млрд. рублей на послепродажную поддержку, в том числе предусматривается закупка тренажеров, увеличение производственных мощностей завода». Суммируя все эти средства, получаем 57,4 млрд. рублей.

Далее М.Мишустин сообщил: «...Дальнейшие средства, которые необходимы для этого, то есть еще около 42 млрд. рублей, это могут быть облигационные займы госкорпорации (ГК) «Ростех», которые можно выпускать до 15 лет с купонным доходом примерно 1,5% годовых для финансирования проекта. И в настоящий момент, я считаю, эту задачу мы решим. Ждем от вас 20 лайнеров ежегодно».

Ранее премьер-министр М.Мишустин заявил, что на поддержку авиапромышленности России в 2023-2024 гг. предусмотрено выделение около 80 млрд. рублей, т.е. значительную часть суммы, можно предположить, должен получить КАЗ. Видимо, в Татарстане заверили правительство РФ в том, что на расширение серийного производства среднемагистрального авиалайнера Ту-214 (Ту-204-200), который серийно выпускается небольшими партиями с 1996 г. (всего выпущено около 35 машин), суммарно необходимо около 100 млрд. рублей. В частности, в Казани заявили, что деньги необходимы на создание на КАЗ пяти стапелей для изготовления Ту-214. Требуется пролиться «золотому дождю» над Казанским авиазаводом им. С.П.Горбунова (филиалом ПАО «Туполев»), иначе с увеличением производства Ту-214 ничего не получится. Следует сказать, что официально было заявлено, что выпуск Ту-214 на КАЗ считается «палочкой-выручалочкой» до тех пор, пока не будет развернуто крупносерийное производство авиалайнеров семейства МС-21 в Иркутске.

Управляющий директор компании «Туполев» Вадим Королев на совещании на КАЗ под председательством премьер-министра заявил, что «на данный момент объем твердых контрактов на самолет Ту-214 составляет 20 штук, еще на 67 самолетов подписаны соглашения о намерениях. Начиная с 2025 г. нам предстоит производить 10 авиалайнеров в год». Странно, что М.Мишустин, согласно информации, распространенной федеральными информагентствами, увеличил объемы производства в два раза. Всего, согласно Комплексной программы развития авиатранспортной отрасли России до 2030 г., необходимо построить 70 штук машин Ту-214. Ранее рамку выпуска самолетов Ту-214 ограничили максимальным производством 10 машин в течение года.

Согласно утвержденным планам, в 2024 г. авиакомпания «Россия» должна получить 5 самолетов Ту-214, а в 2025 г. – 6 машин марки Ту-214.Стоимость одного серийного авиалайнера Ту-214 из партии в 11 машин совпадает со стоимостью одного авиалайнера МС-21-310 (2024 г.), эксплуатация которого еще только намечается. Заметим, что стоимость одного самолета МС-21-310 из партии в 6 штук, которая должна быть поставлена в 2024 г., установлена в 3,14 млрд. руб. (по нынешнему курсу около $46 млн.), а для 12 самолетов, которые должны быть поставлены в 2025 г. – 3,28 млрд. руб.

Ряд авиационных экспертов сомневается в возможностях Казанского авиазавода построить 11 машин Ту-214 в течение ближайших трех лет. По мнению экспертов в области экономики, из-за сокращений поставок российского углеводородного сырья за рубеж, средства ФНБ будут почти полностью исчерпаны в течение 2023 г.

Юрий Пономарев

 

Фото пресс-службы КАЗ