Авиалайнер Ил-96-400М готовят к первому испытательному полету

В первой декаде июня 2023 г. на Воронежском авиазаводе состоялась официальная выкатка первого опытного образца дальнемагистрального широкофюзеляжного авиалайнера Ил-96-400М

Авиалайнер Ил-96-400М

Пресс-служба Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) показала в Интернете несколько фотографий окрашенного в новую фирменную окраску самолета Ил-96-400М при выкатке из сборочного цеха на Воронежском авиазаводе. Пресс-службой также сообщено, что машина готовится к первому полету на Летно-испытательной станции Воронежского авиазавода (ВАСО). Однако дата первого испытательного полета пока не объявлена. Напомним, что разработка самолета Ил-96-400М началась в 2016 г., а первый полет опытной машины тогда планировался на 2019 г.

Первый опытный образец авиалайнера Ил-96-400М (№ 0001) начал строиться на ВАСО осенью 2018 г. За это время самолет значительно подорожал. К началу 2022 г. изготовление самолета подорожало приблизительно на 20% относительно запланированной ранее цены в 7 млрд. руб. В 2021 г. стоимость авиалайнера Ил-96-400М оценивалась в 8,5 млрд. руб.

Стоит сказать, что на перевооружение производства под строительство самолетов Ил-96-400М Воронежскому акционерному самолетостроительному обществу (ВАСО) было выделено, по официальной информации, 113 млн. руб. на рубеже 2019/2020 гг.

Самолет Ил-96-400М разработан на базе транспортной версии – на основе грузовой машины Ил-96-400Т, которая отличается от базового варианта – самолета Ил-96-300 удлиненным на 9,65 м фюзеляжем и увеличенной на 20 т максимальной взлетной массой. Вместимость авиалайнера Ил-96-400М составляет 390 пассажиров. Необходимо отметить, что всего было построено четыре самолета Ил-96-400Т.

Машина Ил-96-400М полностью состоит из комплектующих отечественного производства. На машине установлен усовершенствованный комплекс авионики, который испытывался в Жуковском на самолете Ил-96-300. На новом авиалайнере установлены четыре двигателя отечественного производства ПС-90А1 с тягой на взлете 17,4 тс. Мотор ПС-90ПСА1 является модификацией двигателя ПС-90А. Степень унификации с базовым двигателем ПС-90А составляет 98%. Данная модификация ПС-90А сертифицирована в 2007 г.

Участие ВАСО в авиационных проектах ОАК

До выкатки опытного образца машины Ил-96-400М на Воронежском предприятии в 2021 г. достроили и подняли в воздух два самолета Ил-96-300ПУ (в апреле и августе). Ожидалось, что завершение изготовления двух авиалайнеров Ил-96-300 (регистрационные №№ RA-96024 и RA-96025 – это 24-я и 25-я машины марки Ил-96-300), которые предназначены для президентского авиаотряда, произойдет вначале в 2019 г., а затем – в 2020 г., но этого не случилось. Выпуск этих двух авиалайнеров состоялся только в 2021 г. Следующие два авиалайнера Ил-96-300 (26-й и 27-й), согласно официальной информации, должны быть построены только в 2025 г.

ВАСО будет загружено производством широкофюзеляжных самолетов на базе Ил-96 до 2030 г., об этом заявил летом 2021 г. экс-вице-премьер Юрий Борисов (ныне руководитель госкорпорации «Роскосмос») при посещении Воронежского авиазавода.

В 2021 г. авиазавод планировал построить второй (вначале намеревались изготовить два самолета) летающий образец легкого военно-транспортного самолета (ЛВТС) Ил-112В, но этого не произошло. Ранее экс-вице-премьер правительства России Юрий Борисов, курировавший оборонные отрасли промышленности, заявил, что из-за катастрофы первого опытного образца ЛВТС Ил-112В серийные поставки машин Ил-112В и Ил-114-300 начнутся позже запланированного 2023 г.

Весной 2023 г. губернатор Воронежской области Александр Гусев подтвердил, что ВАСО приостановило сборку самолетов Ил-112В для доработки конструкции самолета и двигателя ТВ7-117СТ.

Помимо программ по производству самолетов семейства Ил-96 и ЛВТС Ил-112В на Воронежском авиазаводе ведется выпуск агрегатов и элементов конструкции регионального самолета Ил-114-300, который в настоящее время проходит испытания. Программа по производству на ВАСО в рамках кооперации машины Ил-114-300 предусматривает выпуск ряда важнейших элементов планера модернизированного регионального самолета: консолей крыла и хвостового оперения с механизацией, мотогондол и др. В целом в рамках кооперации на ПАО «ВАСО» будет изготавливаться до 42% агрегатов планера самолета Ил-114-300. В конце мая нынешнего года на ВАСО изготовили и передали на Нижегородский авиазавод «Сокол» центроплан крыла на очередную машину Ил-114-300. В течение 2023 г. Воронежский авиазавод должен построить еще два центроплана самолета Ил-114-300.

Также в рамках кооперации на ВАСО изготавливаются комплекты деталей и агрегатов из угле- и стеклопластика для самолетов семейства «Суперджет-100»и для среднемагистральных авиалайнеров семейства МС-21.

На ВАСО в рамках межзаводской кооперации в течение многих лет изготавливаются мотогондолы почти для всех типов турбореактивных двигателей, которые производятся в России.

Центр компетенций по изготовлению мотогондол для двигателей самолетов

К 2028 г. в Воронеже планируют создать Центр компетенций по производству мотогондол для целого ряда отечественных самолетов. На территории  индустриального парка «Масловский» намечено развернуть за 9,3 млрд. руб. подразделение Воронежского авиазавода, в котором будет ежегодно выпускаться до 270 комплектов мотогондол для современных российских авиадвигателей, предназначенных для установки на самолетах семейств Ил-96 и Ил-76, «Суперджет Нью» и МС-21.

В индустриальном парке «Масловском» площадью 6,7 га (рядом с заводом «ОФС Рус Вокк») планируют наладить производство до мотогондол для двигателей ПС-90А, ПД-14 и ПД-8, что позволит снизить себестоимость изготовления всех узлов мотогондол. Предусматривается возможность ремонта мотогондол и их послепродажного обслуживания. Весь проект планируется реализовать в три очереди. Из суммы в 9,3 млрд. руб. до 5 млрд. руб. должны составить средства Фонда развития промышленности, 3,9 млрд. руб. – инфраструктурный бюджетный кредит (который могут и не дать) и 400 млн. руб. – собственные средства компании «Ильюшин».

Досье сайта

ВАСО является филиалом ПАО «Ил» и входит в дивизион транспортной авиации Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), которая подконтрольна госкорпорации «Ростех». С февраля 2023 г. компанию «Ильюшин» возглавляет в качестве управляющего директора Даниил Михайлович Бренерман (1983 г.р.). До февраля 2023 г. компанией «Ил» руководил первый заместитель генерального директора ОАК Сергей Ярковой. Необходимо отметить, что на этом посту он продолжает курировать компанию «Ил», а Д. Бренерман сохранил за собой должность управляющего директора Опытно-конструкторского бюро (ОКБ) им. А.С. Яковлева.

Даниил Бренерман в 2005 г. окончил Казанский госуниверситет (сейчас КФУ). Вначале работал в отрасли по выпуску продукции из полимеров. Затем перешел в промышленность по производству авионики, точнее в Курское АО «Авиаавтоматика», которое возглавил в качестве гендиректора в 2013 г., а в 2015 г. Бренерман стал руководителем Раменского приборостроительного КБ, затем в 2018 г. его назначили заместителем генерального директора корпорации «КРЭТ». В 2021 г. Даниил Михайлович возлавил ОКБ им. А.С.Яковлева (управляющий директор). Находясь на посту руководителя «яковлевского» ОКБ, в мае 2022 г. был назначен на должность первого заместителя управляющего директора ПАО «Ил» (отвечал за операционную деятельность компании и реализацию программ).

Юрий Пономарев

 

Фото ОАК