Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
В администрации Хабаровского края первый полет авиалайнера Superjet New («Суперджет Нью») «назначили» на 21 июня нынешнего года, а в Минпромторговли РФ с этой датой не согласны
В настоящее время на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре в производственном центре филиала «Региональные самолеты (РС)» корпорации «Иркут», ведется отладка бортовых систем на первом летном образце самолета SSJ-New («Суперджет Нью») с заводским № 97001. На самолете SSJ-New (№ 97001) установлены два российско-французских двигателя SaM146 и отечественная вспомогательная силовая установка ТА18-100С, а также импортозамещенное бортовое оборудование.
Также на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре, где ведется изготовление самолетов семйства «Суперджет», находится опытная машина SSJ-100 (заводской № 95157, выпущенная в 2018 г.), на которой намечено провести летные сертификационные испытания нового российского двигателя ПД-8. Во время подготовки этого самолета к летным испытаниям на нем заменят пилоны для двигателей, установят усовершенствованную систему управления двигателями. Вице-премьер правительства и руководитель Мипромторговли РФ Денис Мантуров заявил, что сертификация двигателя ПД-8 и самолета SSJ-New с импортозамещенным оборудованием будут идти параллельно. В конце 2023 г. в опытную эксплуатацию планируется передать два самолета SSJ-New с отечественным двигателем ПД-8.
Машина SSJ-New («Суперджет Нью») – это разрабатываемая с 2018 г. модификация «Суперджета» (официальное обозначение новой версии RRJ-95NEW-100), в которой предусмотрено применение максимальной доли российских комплектующих, компонентов и систем. Всего при создании версии самолета SSJ-New будут замещены 38 систем и компонентов. У авиалайнера намечено заменить на отечественные системы, помимо российско-французского двигателя SaM146 (установят российский мотор ПД-8), систему кондиционирования, торможения, электроснабжения, водоснабжения и удаления отходов, а также кислородную систему для экипажа, датчики сигнализации утечки воздуха, сигнализатора обледенения и температуры воздуха, шасси, пассажирские кресла и др. Однако на 100% импортозамещение произвести не удалось.
Вначале первый полет первого опытного образца SSJ-New планировали на май нынешнего 2023 г. Всего планируется построить три опытных образца самолета SSJ-New, предназначенных для летных испытаний. Также уже построены два планера самолета для статических и ресурсных испытаний, один из которых сейчас находится в ЦАГИ в Жуковском, а другой – в СибНИА в Новосибирске.
Стоимость каждого самолета SSJ-New определена на первом этапе в сумму в 2,25 млрд. руб. (около $33 млн. по текущему курсу). Информация для размышления: в 2020 г. самолеты «Суперджет-100» первого поколения (c импортными комплектующими) продавались авиакомпаниям по цене $32 млн. Летом 2021 г. стало известно, что стоимость «Суперджета» выросла до $36 млн.
Стало известно, что в 2024 г. из-за санкций будет выпущено самолетов SSJ-New втрое меньше запланированного: 6 машин вместо ранее планировавших 19 самолетов. Об этом недавно заявил министр промышленности и торговли Хабаровского края Евгений Романов на расширенном заседании правительства региона.
Юрий Пономарев
Фото сайта russianplanes.net