Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Два отечественных предприятия почти одновременно объявили, что приступили к серийному производству элементов конструкции и двигателей для самолетов МС-21-310
Крыло авиалайнера
В начале весны нынешнего года на заводе компании «АэроКомпозит» в Ульяновске было положено начало серийному производству крыла из композитов для авиалайнера МС-21. По поводу этого важного события было выпущено официальное сообщение. В сообщении сказано, что в 2023 г. предприятие «АэроКомпозит», которое входит в состав Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), планирует выпуск четырех комплектов крыла для машины МС-21. В 2024 г. их количество должно увеличиться до шести. В дальнейшем объемы производства будут увеличиваться в соответствии с графиком, увязанным с серийным производством авиалайнеров семейства МС-21.
Компания «АэроКомпозит», которая была создана в 2008 г., занимается разработкой, испытаниями и серийным производством, агрегатов и компонентов для авиационной техники из полимерных и композиционных материалов. В настоящее время «АэроКомпозит» – это единственное в России предприятие по выпуску силовых конструкций из ПМК методом вакуумной инфузии.
Двигатель ПД-14
В начале апреля 2023 г. генеральный директор АО «Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК)», входящего в состав госкорпорации (ГК) «Ростех», Вадим Бадеха заявил, что в 1-ом квартале нынешнего года в Перми был дан старт серийному производству перспективного отечественного турбореактивного двигателя ПД-14.
В ближайшее время инвестиции в производственные мощности по двигателю ПД-14 должны составить 14 млрд. рублей. На Международном двигателестроительном форуме весной 2022 г. официально было заявлено, что в 2022 г. производственные мощности в Перми позволяют максимально изготавливать 12 штук моторов ПД-14 в год, на 2023 г. поставлена задача – удвоить возможности производства до 24 штуки ПД-14 в год.
Согласно комплексной программе реконструкции и техперевооружения предприятия «Пермские моторы (ПМ)», рассчитанную на реализацию в 2022-2030 гг., планируется закупка и ввод в эксплуатацию 1434 единиц нового технологического оборудования. Однако пресс-службой компании «ОДК-ПМ» не уточнялось, какого технологического оборудования – отечественного или зарубежного производства.
Руководство АО «ОДК-ПМ» не скрывает факта, что ради реализации программы по двигателю ПД-14, который устанавливается на среднемагистральном самолете МС-21, приходится перебрасывать средства с проекта по созданию перспективного двигателя сверхбольшой тяги ПД-35.
Одновременно с развертывания крупносерийного производства двигателя ПД-14 в Перми в рамках производственной кооперации в Московском производственном комплексе (ПК) «Салют» начали готовить производственные мощности, чтобы приступить в нынешнем году к изготовлению ряда узлов для мотора ПД-14.
В рамках кооперации предприятий ОДК за ПК «Салют» закреплено изготовление трансмиссионных узлов двигателя ПД-14: центрального привода, коробки приводов агрегатов др.
В настоящее время на столичном предприятии «Салют» ведется освоение нового высокотехнологичного производственного оборудования, передовых технологий, планируется постройка нового отдельного производственного корпуса. Создание центра компетенции по изготовлению узлов для мотора ПД-14 планируется завершить до 2025 г.
Согласно Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России на период до 2030 г., первые 14 моторов ПД-14 для серийных авиалайнеров МС-21-310 должны быть изготовлены в 2024 г. Затем должно происходить постепенное увеличение ежегодных объемов производства двигателей ПД-14: 26 моторов – в 2025 г., 52 двигателя – в 2026 г., 80 штук – в 2027 г., 108 штук – в 2028 г., далее – 152 двигателя в год.
Необходимо сказать, в что в прошедшем 2022 г. был получен сертификат типа №FATA-01010A на самолет МС-21 с отечественным двигателем нового поколения ПД-14, в создании которого приняло участие более 50% предприятий ОДК. Первые шесть штук серийных авиалайнеров МС-21-310 группа авиакомпаний «Аэрофлот» должна получить в конце 2024 г.
Юрий Пономарев
Фото ОАК