Самолетостроение России в 2011 г.

 

 

В прошедшем году ОАО «ОАК» увеличила в два раза производство авиалайнеров и приблизительно на 30% военных самолетов по сравнению с 2010 г.

Гражданский сектор самолетостроения

Предварительные итоги прошедшего года по авиазаводам, входящим в состав ОАК, таковы. ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» сдало заказчикам в 2011 г. 6 самолетов «Суперджет-100» (SSJ-100). Два из них построено на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре (КнаАППО) в 2010 г. и четыре – в 2011 г.

На Казанском авиазаводе (КАПО) в 2011 г. построен и сдан Минобороны России самолет специального назначения Ту-214 ОН («Открытое небо»). Сейчас на КАПО ведется сборка еще одного самолета Ту-214ОН для обеспечения нужд государства в рамках международного договора «Открытое небо». В прошедшем году КАПО сданы заказчику два самолета спецназначения Ту-214 СУС (самолетный узел связи), которые переданы в эксплуатацию в Специальный летный отряд (СЛО) «Россия».

На Ульяновском авиазаводе «Авиастар-СП» построен один авиалайнер Ту-204-300 для СЛО «Россия», второй опытный образец усовершенствованного среднемагистрального самолета Ту-204СМ и опытный экземпляр модернизированного транспортного самолета Ил-76ТД-90 («изделие «476»), предназначенный для летных испытаний. Первый полет модернизированного «Ила» планируется осуществить в апреле 2012 г., а до апреля построенный самолет будет проходить проверки и тестовые наземные испытания бортового радиоэлектронного оборудования, общесамолетных систем и агрегатов на Летно-испытательной станции Ульяновского авиазавода «Авиастар-СП».

На Воронежском авиазаводе (ВАСО) построен дальнемагистральный грузовой самолет Ил-96-400Т для авиакомпании «Полет». Также в Воронеже построено 5 региональных самолетов марки Ан-148. Три из них сданы заказчику в 2011 г.

Достроены и сданы заказчику – МЧС России – два самолета-амфибии Бе-200ЧС. Поставило машины Бе-200 ОАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» из технологического задела ОАО «НПК Иркут».

Итого в 2011 г. построено около 15 магистральных и региональных машин (самолеты авиации общего назначения еще подсчитаны). В 2010 г. авиакомпаниям было сдано 14 магистральных и региональных самолетов и машин АОН (в том числе 7 самолетов авиации общего назначения (АОН) Як-18Т).

Военный сектор самолетостроения

Согласно прогнозам (Минобороны частично засекречивает информацию), можно ожидать, что в 2011 г. российские военные получат от авиапромышленности минимум 28 самолетов (два Су-35С, шесть Су-34, восемь Су-27СМ3, восемь Як-130, один Ту-214ОН, два Ту-154М, один Ан-140-100, построенный на Самарском авиазаводе «Авиакор», не входящим в состав ОАК. В конце года подтверждение по поставкам Минобороны перечисленных боевых машин пришло (кроме двух Ту-154М).

Общие итоги

Выступая в конце 2011 г. на одном из федеральных телеканалов, президент ОАК М.Погосян заявил, что суммарно в уходящем году на авиазаводах ОАК построено 114 самолетов военного и гражданского назначения. Выручка ОАО «ОАК» в 2011 г. составит 175 млрд. руб.

Стоит напомнить, что в 2010 г. ОАК поставила заказчикам в России и за рубежом немногим более 70 самолетов гражданского и военного назначения. В 2010 г. авиакомпаниям было сдано 14 магистральных и региональных самолетов и машин АОН (в том числе 7 самолетов авиации общего назначения (АОН) Як-18Т). На военные самолеты пришлось немногим более 50 штук.

В конце 2011 г. президент ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК)» Михаил Погосян заявил, что «производство самолетов в 2011 г. должно вырасти в два раза по сравнению с 2010 г., когда корпорация выпустила 7 самолетов гражданского назначения». Однако по планам ОАК, объявленным в начале прошедшего года, в 2011 г. планировалось изготовить 31 гражданскую машину: Ту-204/214 – 5, Ил-96 – 1, Ан-148 – 8, SSJ-100 – 14, Бе-200 – 2, Ил-76 – 1; а также 35 военных самолета. Также следует заметить, что самолеты спецназначения типа Ту-214СУС можно условно называть продукцией гражданского назначения.

Юрий Пономарев

Фото ОАО «Туполев»

На снимке: Ту-204СМ