Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Премьер правительства Михаил Мишустин подписал в конце 2022 г. распоряжение о выделении ОАК 896,8 млн. рублей из госбюджета в 2023 г. на продолжение разработки широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета
Речь в правительственном документе идет о работах, которые велись с 2015 г. в рамках проекта по российско-китайскому самолету CR929. Средства будут выделены в рамках федерального проекта «Научное обеспечение господдержки российских организаций самолетостроения». На эти средства Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) до конца 2025 г. должна представить отчеты о проведении «расчетно-экспериментальных работ для подтверждения свойств конструкции самолета и конструктивно-технологических решений с применением композитных материалов». По словам вице-премьера правительства и руководителя Минпромторговли Дениса Мантурова, следующий этап переговоров с китайскими партнерами по проекту авиалайнера CR929 намечен на первый квартал 2023 г.
Возможно, сообщил Д.Мантуров, что « мы примем для себя решение из партнера в рамках этого проекта перейти в статус поставщика агрегатов и компонентов».
Первые соглашения по авиалайнеру CR929 были подписаны на правительственном уровне в 2014 г. В сентябре 2017 г. проект широкофюзеляжного дальнемагистральнего самолета (ШФДМС) получил официальное наименование – CR929. Предполагаемая стоимость разработки перспективного авиалайнера была озвучена в сумму около $20 млрд. Цена одного экземпляра самолета CR929 была определена в $113,5-117,8 млн. Разработчики CR929 приняли решение, что в течение первых лет серийного выпуска машина должна быть на 20% дешевле зарубежных конкурентов.
Базовая версия самолета CR929-600 в трехклассной компоновке будет способна перевозить 280 пассажиров на расстояние до 12 тыс. км. Семейство самолетов будет состоять также из модификации с удлиненным фюзеляжем (модель CR929-700 с количеством кресел на 320 пассажиров) и модели с укороченным фюзеляжем (модель CR929-500 – 230 кресел).
В настоящее время над проектом авиалайнера работает объединенная российско-китайская инженерная группа, которую возглавляет с российской стороны главный конструктор Максим Литвинов и с китайской стороны – главный конструктор Чен Инчун.
В сентябре 2022 г. китайская сторона заявила, что уже ведет эскизное проектирование самолета. Об этом заявил на международной конференции World Design Capital-2022 в Шанхае академик Китайской инженерной академии, главный научный сотрудник Китайской государственной компании по производству авиакосмической техники (COMAC) У Гуанхуэй.
Интересное сообщение о том, что проектирование самолета CR929 фактически вернулось к начальной стадии, поступило из Китая. Российская сторона пока держит паузу. По всей видимости, российская сторона хочет убедить китайских партнеров в необходимости провести перепроектирование авиалайнера CR929 с целью минимизации используемых зарубежных комплектующих.
Будущее проекта перспективного дальнемагистрального самолета пока в тумане. На сегодняшний день известно только, что начиная с 2025 г., согласно Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли до 2030 г., будут строить по два дальнемагистральных авиалайнера Ил-96-300 в год. Эпопея с созданием этого самолета началась более сорока лет назад. В 1983 г. Совет министров СССР выпустил постановление по разработке авиалайнеров марки Ил-96 и Ту-204.
Юрий Пономарев
Фото автора
На снимке: модель самолета CR929