Продолжение летных и наземных испытаний самолета МС-21

 

В декабре нынешнего 2022 года ожидается получение одобрения главных изменений типовой конструкции в части крыла и силовой установки самолета

Суммарно в прошедшем ноябре четыре опытных образца перспективного среднемагистрального самолета МС-21 выполнили 14 полетов общей продолжительностью 41 час 32 мин.

По сообщению директора ЦАГИ Кирилла Сыпало, в ЦАГИ в рамках программы сертификации выполняются исследования характеристик авиалайнера МС-21 с одним отказавшим двигателем, механизации крыла с целью повышения аэродинамического качества на взлете; уточняются алгоритмы работы СИВСП-21 (системы измерения высотно-скоростных параметров). Сейчас специалисты ЦАГИ им. проф. Н.Е.Жуковского занимаются разработкой рекомендаций по улучшению местной аэродинамики самолета и интеграции с двигателем ПД-14, а также по снижению вредного и дополнительного сопротивления.

Как сообщил Кирилл Сыпало, в Институте в подразделениях ресурса конструкций и статической и тепловой прочности продолжаются климатико-прочностные статические и ресурсные исследования элементов механизации крыла и оперения самолета МС-21 из отечественных композитов: элерона, воздушного тормоза, интерцептора, рулей направления и высоты, закрылка. Эксперименты проводятся в большой климатической камере Института, предназначенной для исследования воздействий климатических факторов на конструкции летательных аппаратов при различных параметрах окружающей среды с переменными силовыми воздействиями. До конца текущего года намечено обосновать начальный ресурс перечисленных элементов.

В подразделениях Института, занимающимися изучением норм прочности, нагрузок и аэроупругости были проведены жесткостные и частотные изолированные испытания натурного кессона крыла МС-21, выполненного из отечественных композиционных материалов (ПКМ). Определены жесткости кессона на изгиб и кручение, собственные формы и частоты упругих колебаний. Результаты были использованы для уточнения математических моделей крыла МС-21.

Также в ЦАГИ была доработана динамически-подобная модель самолета МС-21 под жесткостные характеристики крыла из отечественных ПКМ. В мае и июне нынешнего года были проведены испытания этой модели в аэродинамической трубе Т-104 для подтверждения запасов самолета по флаттеру.

По словам К.Сыпало, импортозамещающие технологии коснулись и металлических частей конструкции МС-21. В частности, специалисты ЦАГИ работают над экспериментальным подтверждением прочностных и ресурсных характеристик регулярной зоны обшивки фюзеляжа со стоппером трещин, выполненным с применением отечественной клеевой пленки. В ЦАГИ продолжается проведение натурных статических испытаний планера и ресурсные исследования отсека фюзеляжа с центропланом и кессоном крыла МС-21 из отечественного ПКМ.

Намечено установить на самолете МС-21 систему мониторинга состояния конструкций авиационной техники. Система, разработанная в Научно-инновационном центре (НИЦ) «Институт развития исследований, разработок и трансферта технологий (ИРТ)», в рамках научно-исследовательской работы (НИР) «Хрусталь» (совместно с Фондом перспективных исследований). В качестве соисполнителей в НИР участвовал ряд институтов Российской академии наук, ЦАГИ и др. Система сможет в режиме реального времени контролировать состояние крыла МС-21, изготовленного из композиционных материалов.

Юрий Пономарев

 

Фото ОАК