Итоги работы в конце 2022 г. двух российских авиазаводов по выпуску транспортных самолетов

Два крупных отечественных предприятия суммарно смогли выпустить в уходящем году 15 самолетов

Авиазавод в Комсомольске-на-Амуре

18 ноября уходящего года на аэродроме авиазавода в Комсомольске-на-Aмуре совершил первый полет в рамках приемо-сдаточных испытаний очередной серийный самолет семейства «Суперджет-100», оснащенный российско-французским двигателем SaM146 из запасов. Авиалайнер с заводским № 95230 и временной регистрацией № 97022 – это десятый новый «Суперджет», построенный в нынешнем году, и 230-я машина марки «Суперджет», если считать вместе с опытными образцами. В эксплуатации находится 164-е машины «Суперджет-100» в девяти авиакомпаниях.

Это последний построенный в 2022 г. самолет марки «Суперджет». Также это последний самолет модели «Супержет-100-95В»: все последующие машины будут в новой усовершенствованной версии – RRJ-95New-100. На начало декабря 2022 г. одна новая машина RRJ-95New-100 (№ MSN 97001) находится в цеху окончательной сборки, у второй (№ MSN 97003) – пристыковываются крылья к фюзеляжу.

Первый полет первого опытного образца самолета SSJ-New должен состояться весной 2023 г. Всего запланировано построить два опытных образца самолета RRJ-95New-100, создаваемого по программе SSJ-New, предназначенных для летных испытаний, а также один планер самолета (№ MSN 97002) для статических и ресурсных испытаний. Этот образец усовершенствованной машины сейчас находится в ЦАГИ. Поскольку основная концепция конструкции самолета и его систем не изменяется, сертификация авиалайнера SSJ-New, который получил официальное обозначение RRJ-95New-100, будет произведена по процедуре главного изменения типовой конструкции.

Начало летных испытаний самолета по программе SSJ-New с отечественным двигателем ПД-8 вместо российско-французского мотора SaM146 намечено на первое полугодие 2023 г. Также в первом полугодии 2023 г. должна произойти выкатка двух опытных образцов перспективного ближнемагистрального самолета под официальным обозначением RRJ-95New-100. Сертификация самолета должна произойти в течение 2023 г. (предусмотрен вариант летных испытаний машины SSJ-New (заводской № 97003) с двигателями SaM-146 из-за неготовности мотора ПД-8). Серийное производство машины SSJ-New, оснащенной мотором ПД-8, планируется развернуть в 2024 г.

Стоит напомнить, что в 2021 г. на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре (КнАФ) на предприятии АО «Региональные самолеты (РС)» (филиал корпорации «Иркут») построили 12 машин марки «Суперджет-100» (SSJ-100). Для сравнения: в 2020 г. было построено 11 самолетов SSJ-100. АО «РС» – это бывшая компания «Гражданские самолеты Сухого (ГСС)».

Ульяновский авиазавод «Авиастар»

В конце ноября 2022 г. из цеха окончательной сборки был выкачен новый серийный транспортный самолет Ил-76МД-90А (№ 0212) с бортовым № RF-78667 и перемещен на Летно-испытательную станцию авиазавода. Воздушное судно построено в рамках контракта с Минобороны России.

Это седьмой серийный тяжелый усовершенствованный транспортный самолет, собранный на автоматизированной поточной линии ПЛС-76 и пятая машина, впервые выкаченная из цеха окончательной сборки в нынешнем году. Таких темпов строительства машин Ил-76МД-90А на Ульяновском «Авиастаре» ранее не было.

Необходимо сказать, что в течение почти четырех последних лет на ульяновском авиазаводе «Авиастар» модернизированные транспортные самолеты семейства Ил-76 строят с помощью усовершенствованной оснастки, которую называют автоматизированной поточной линией ПЛС-76.

Всего на «Авиастаре» с 2012 г. на конец ноября 2022 г. построено и поднято в воздух 19 модернизированных самолетов семейства Ил-76. Это один опытный и 17 серийных машин Ил-76МД-90А, а также один опытный самолет-топливозаправщик Ил-78МД-90А. В текущем году после начала СВО и введения многочисленных санкций увеличилось количество проблем, связанных с поставками комплектующих на «Авиастар». Вместе с тем авиазавод перешел на трехсменный график работы.

Юрий Пономарев

Фото ОАК

 

На снимке: Ил-76МД-90А