Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Всего в программе по опытной эксплуатации авиалайнера примут участие три опытных самолета МС-21, окрашенные в цвета авиакомпании «Россия»
В Летно-испытательном центре (ЛИЦ) ОКБ им. А.С.Яковлева, расположенного на территории аэродрома ЛИИ им. М.М.Громова, проходит подготовку к опытной эксплуатации в авиакомпании «Россия» третий летный образец авиалайнера МС-21-300. Также совместно с группой «Аэрофлот» будет вестись работа над «дорожной картой» выполнения технического обслуживания в аэропортах потенциальной маршрутной сети перспективного авиалайнера.
Машина МС-21-300 (заводской № МС.0004 и бортовой № 73054) – это первый опытный образец перспективного отечественного среднемагистрального авиалайнера, салон которого был оборудован пассажирскими креслами. Эту машину демонстрировали на авиасалоне МАКС-2019. Построен самолет в декабре 2018 г., первый полет совершил в марте 2019 г. На самолете установлены два американских двигателя PW1400G-JM, а крыло изготовлено из импортных композитов, Авиалайнер в такой комплектации получил сертификат Росавиации 27 декабря 2021 г.
Во время опытной эксплуатации машина будет числиться за производителем – корпорацией «Иркут». На первом этапе пилотирование будет осуществляться летчиками-испытателями ОКБ им. А.С.Яковлева.
Передача опытных самолетов МС-21-300 в парк авиакомпании «России» и начало их предконтрольной эксплуатации позволит выявить «детские болезни» авиалайнера, устранить их, подготовить кадровую основу летных и кабинных экипажей, а также обслуживающий технический персонал аэропортов и компаний, осуществляющих техобслуживание и ремонт.
Первый прототип среднемагистрального самолета МС-21-310 с полностью импортозамещенным бортовым оборудованием совершит первый полет 15 апреля 2024 г. Эта опытная машина с заводским номером МС.0013 представляет собой новую модификацию самолета, получившую обозначения МС-21-310РУС.
Полностью самолет МС-21-310 с импортозамещенным бортовым оборудованием и отечественным двигателем ПД-14 намечено сертифицировать в конце 2024 г. Во время Восточного экономического форума, который проходил во Владивостоке с 5 по 7 сентября 2022 г., вице-премьер правительства и руководитель Минпромторговли Денис Мантуров заявил, что поставки первых серийных авиалайнеров МС-21-310 отечественным авиакомпаниям начнутся в 2025 г. Эта модель самолета получит сертификат летной годности до конца 2024 г.
Сборка самолетов семейства МС-21 осуществляется на Иркутском авиазаводе (ИАЗ) на технологической поточной линии с использованием современных цифровых технологий, первая очередь которой была смонтирована на ИАЗ в 2014 г., разработана и изготовлена в Германии.
В 2024 г. планируется выпустить шесть серийных авиалайнеров МС-21-310, в 2025 г. – 12 серийных машин МС-21-310 и далее по нарастающей до 72 самолетов в год, начиная с 2029 г. Это максимум. Всего к 2030 г. намечено 270 штук МС-21-310.
Юрий Пономарев
Фото ОАК