Летная премьера второго опытного образца перспективного регионального самолета Ил-114-300

В подмосковных Луховицах завершаются подготовительные работы к началу летных испытаний самолета Ил-114-300 (№ 0110) .Начало испытаний намечено на конец декабря 2022 г.

Самолет

«26 декабря текущего года должны начаться первые летные испытания машины Ил-114-300», – сообщил глава городского округа Луховицы Сергей Тимохин в ходе рабочей встречи с губернатором Московской области Андреем Воробьевым, состоявшейся 18 ноября нынешнего года. Также С.Тимохин сказал под камеру губернатору: «Наше ключевое градообразующее предприятие Луховицкий авиационный завод им. П.А. Воронина планирует заключить соглашение на производство новых 19 турбовинтовых гражданских самолетов Ил-114-300 в ближайшие три-четыре года».

Стоит напомнить, что первый опытный образец самолета Ил-114-300 (переходная версия), предназначенный для летных испытаний, изготовлен из машины № 0108, выпущенной на Ташкентском авиазаводе в 1994 г. Эта машина многие годы находилась на хранении в Летно-испытательном центре (ЛИЦ) им. В.К.Коккинаки компании «Ильюшин» в Жуковском.

Первый полет машины Ил-114-300 (№ 0108) в течение приблизительно 10 минут состоялся 16 декабря 2020 г. Был сделан один круг в районе аэродрома ЛИИ. 19 января 2021 г. состоялся второй испытательный полет первого опытного образца самолета Ил-114-300. Полет продолжался 2 часа 47 минут и проходил на высотах до 2 тыс. м и скоростях до 290 км/ч. Самолет Ил-114-300 демонстрировался в полете и на статической стоянке на МАКС-2021.

Компания «Ил» при летных испытаниях самолета Ил-114-300 столкнулась с серьезными проблемами с турбовинтовым двигателем (ТВД) ТВ7-117СТ-01, который ранее планировалось сертифицировать в первом квартале 2022 г. Испытания модернизированного регионального самолета Ил-114-300 были приостановлены сразу после катастрофы 17 августа 2021 г. перспективного военно-транспортного самолета (ВТС) Ил-112В с двигателями ТВ7-117СТ. Весной нынешнего года первый летный образец самолета Ил-114-300 (№ 0108) был поставлен в ангар ЛИЦ им. В.К.Коккинаки.

На второй опытной машине Ил-114-300 (№ 0110), которая строится с 2019 г. на авиазаводе в Луховицах, изменено поперечное V крыла относительно базового самолета, что обеспечивает самолету лучшую поперечную устойчивость, а при посадке – больший угол отклонения закрылков (до 30°) и, соответственно, меньшую посадочную скорость. Дистанция разбега составляет 650 м, пробега – 550 м. По словам разработчиков, за счет увеличения поперечного V крыла конструкторам удалось «приподнять» двигатель и увеличить расстояние от концов лопастей винта до поверхности земли. Предпринятые меры, а также защита композитных лопастей от попадания гравия позволят, по утверждению разработчиков, приземляться самолету не только на оборудованные бетонные ВПП, но также на грунт плотностью 7,5 кг/кв. см, плотный снег и на полосы с травяным покрытием.

Двигатель

Руководство компании «ОДК-Климов» сообщило в начале июня 2022 г., что сейчас в «ОДК-Климов» (разработчик двигателя) «проводится очередной этап стендовых испытаний ТВД ТВ7-117СТ». Этот мотор устанавливается на легком военно-транспортном самолете (ВТС) Ил-112В и региональном самолете Ил-114-300 (вариант ТВ7-117СТ-01).

Испытания мотора ТВ-117-7СТ пришлось продолжить прошедшим летом в Санкт-Петербурге на специальном стенде в производственном комплексе «Петербургские моторы». Усовершенствованный стенд дает возможность испытывать двигатель ТВ7-117СТ с винтом, мотогондолой и другими элементами планера самолета (части крыла и фюзеляжа). Всего построено три стенда для испытаний семейства двигателей ТВ7-117: один находится в АО «ОДК-Климов» в Санкт-Петербурге, второй – на территории авиаремонтного завода (218-й АРЗ) в Гатчине и третий – на площадке Омского моторостроительного объединения им. П.И. Баранова.

Более года назад Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) запросила 11,5 млрд. рублей на подтверждение ресурса ТВД ТВ7-117. В Минпромторговли России заявили, что «представляется целесообразным сосредоточить имеющиеся ресурсы на доведении базового двигателя ТВ7-117СТ семейства ТВ7-117 (включая и турбовальный двигатель ТВ7-117В для вертолета Ми-38) до требований утвержденного технического задания». Этот документ министерства датирован 26 января 2022 г.

Согласно Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России до 2030 г., планы по выпуску двигателя ТВ7-117СТ-01 выглядят так: 2023 г. – 6 шт., 2024 г. – 8 шт., 2025 г. – 16 шт., с 2026 г. по 2030 г. – по 26 шт. каждый год. Объем инвестиций в развитие производственного комплекса «ОДК-Климов» до 2026 г. оценивается в 37,7 млрд руб.

В настоящее время на Луховицком авиазаводе заводе ведется строительство третьего опытного летного образца машины Ил-114-300 (№ 0111). Два года назад заместитель министра промышленности и торговли России Олег Бочаров заявил, что испытания самолета Ил-114-300 намечено завершить в 2021 г.

Досье сайта

Самолет Ил-114-300 оснащен двумя турбовинтовыми двигателями ТВ7-117СТ-01 разработки и производства АО «Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК)-Климов» (входит в составе госкорпорации «Ростех»). В рекламных проспектах указывается, что мощность двигателя на максимальном взлетном режиме составляет 3100 л.с., на повышенном чрезвычайном режиме – 3600 л.с. При сухой массе не более 500 кг двигатель имеет удельный расход топлива меньше 200 грамм на л.с. в час. Заметим, что первый вариант двигателя ТВ7-117С, ставший в будущем основой для разработки семейства двигателей различного назначения, начали разрабатывать с 1980-х годов прошлого века под руководством А.А.Саркисова (1936-2019).

Двигатели первых серий имели назначенный ресурс в 800 часов и ресурс в 1000 часов у воздушных винтов СВ-34. На большинстве построенных на Ташкентском авиазаводе самолетах Ил-114 вместо ТВД ТВ7-117СТ устанавливались американские двигатели Пратт-Уитни PW-127H с назначенным ресурсом в 6000 часов. Нештатная работа винтомоторной группы двигателя ТВ7-117 явилась причиной катастрофы самолета Ил-114 в июле 1993 г. на аэродроме ЛИИ. Погибли и умерли от полученных ранений 7 человек из 9 находившихся на борту самолета.

В октябре 2002 г. была завершена сертификация улучшенной версии двигателя ТВ7-117С – мотора ТВ7-117СМ. В 2014 г. в АО «Климов» начали разрабатывать новую модификацию двигателя – мотор ТВ7-117СТ.

В 2017 г. для сокращения издержек производства ТВД ТВ7-117СТ Департамент Минобороны РФ по обеспечению гособоронзаказа и Департамент авиапромышленности Минпромторговли РФ согласовали предложение ОАК и ОДК об унификации силовых установок самолетов Ил-114-300 и Ил-112В.

Юрий Пономарев

 

Фото ОАК