Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Согласно распоряжению правительства от 8 октября 2022 г № 2945-р, решено профинансировать закупку производственного оборудования, необходимого для расширения серийного производства самолетов МС-21
Распоряжение о выделении на расширение серийного производства авиалайнера 15 млрд. рублей подписал премьер-министр Михаил Мишустин. С помощью средств из федерального бюджета планируется заключить договоры для поставки оборудования с 2022 г. по 2025 г. для предприятий, входящих в состав Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Первая партия оборудования должна быть законтрактована уже в текущем году, остальные – в течение последующих трех лет. По словам руководителя Минпромторговли России Дениса Мантурова, сейчас «интенсифицированы работы по импортозамещению 82 систем самолета МС-21». До конца нынешнего года намечено сертифицировать МС-21-310 с отечественным двигателем ПД-14 и с крылом из отечественных композитов». В конце декабря 2021 г. правительством России было принято решение о выделении на программу импортозамещения для самолета МС-21 более 61 млрд. рублей.
«По ряду позиций уже создали прототипы. Это, в частности, система защиты топливных баков, электрические приводы последнего поколения, элементы бортового радиоэлектронного оборудования, материалы для теплозвукоизоляции фюзеляжа», – добавил Д.Мантуров.
Планируется ремоторизовать еще один опытный образец МС-21 с двумя американскими двигателями PW1400G-JM, установив вместо них два отечественных мотора ПД-14. Постепенно на трех машинах МС-21 будут поэтапно устанавливать вместо зарубежных систем и подсистем отечественные, и далее их будут испытывать в полете. Полностью самолет с импортозамещенным бортовым оборудованием намечено сертифицировать в конце 2024 г. Во время Восточного экономического форума, который проходил во Владивостоке с 5 по 7 сентября 2022 г., вице-премьер правительства и руководитель Минпромторговли Денис Мантуров заявил, что поставки первых серийных авиалайнеров МС-21-310 отечественным авиакомпаниям начнутся в 2025 г., а самолет получит сертификат летной годности до конца 2024 г.
Согласно Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России до 2030 г., поставка первых шести серийных самолетов МС-21-310 авиакомпании «Аэрофлот» планируется осуществить в 2024 г. В 2025 г. количество построенных самолетов МС-21 должно увеличиться в два раза, на следующий год – вновь удвоение производства, на максимум – 72 авиалайнера в год авиазавод в Иркутске, где будет осуществляться финишная сборка, должен выйти в 2029 г.
Юрий Пономарев
Фото ОАК