Возвращение на исходные позиции в проекте по созданию российско-китайского авиалайнера CR929

В нынешнем сентябре китайская сторона заявила, что недавно началось эскизное проектирование

Об этом заявил на международной конференции World Design Capital-2022 в Шанхае академик Китайской инженерной академии, главный научный сотрудник Китайской государственной компании по производству авиакосмической техники (COMAC) У Гуанхуэй.

Интересное сообщение о том, что проектирование самолета CR929 фактически вернулось к начальной стадии, поступило из Китая. Российская сторона пока держит паузу. По всей видимости, российской стороне удалось убедить китайских партнеров в необходимости провести перепроектирование авиалайнера CR929 с целью минимизации используемых зарубежных комплектующих.

Необходимо сказать, что в июне нынешнего года на Петербургском международном экономическом форуме 2022 г. руководитель Минпромторговли России Денис Мантуров заявил, что проект по CR929 будет пересмотрен с целью исключения участия западных поставщиков.

Стоит сказать, что ровно год назад китайская авиастроительная компания COMAC приступила в Шанхае к строительству первого опытного образца широкофюзеляжного пассажирского самолета CR929, а до этого в 2018 г. COMAC изготовила первую цельнокомпозитную секцию фюзеляжа CR929 длиной 15 метров и диаметром 6 метров. Это была первая авиационная конструкция такого размера, изготовленная в Китае полностью из композиционных материалов. Макет салона-демонстратора широкофюзеляжного самолета CR929 в масштабе 1:1 был продемонстрирован в отдельном павильоне на МАКС-2019. По официальной информации, летом текущего года на заводе компании «Аэрокомпозит» в Ульяновске, которая входит в состав Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), проводили работы по изготовлению прототипов кессона крыла для авиалайнера CR929 из отечественных композиционных материалов, и велась отработка технологических процессов.

Авиалайнер CR929 создается специалистами российско-китайского СП CRAIC (China-Russia Commercial Aircraft International Corp.) – Китайско-российской международной коммерческой авиастроительной корпорацией, зарегистрированной в Шанхае. Компания CRAIC – совместное предприятие ОАК и базирующейся в Шанхае COMAC. Российская сторона отвечает за композитные консоли крыла, центроплан и механизацию крыла, китайская – за фюзеляж, обтекатель и горизонтальное и вертикальное оперение.

Первые соглашения по авиалайнеру CR929 были подписаны на правительственном уровне в 2014 г. В сентябре 2017 г. проект широкофюзеляжного дальнемагистральнего самолета (ШФДМС) получил официальное наименование – CR929. Предполагаемая стоимость разработки перспективного авиалайнера была озвучена в сумму около $20 млрд. Цена одного экземпляра самолета CR929 была определена в $113,5-117,8 млн. Разработчики CR929 приняли решение, что в течение первых лет серийного выпуска машина должна быть на 20% дешевле зарубежных конкурентов.

Базовая версия самолета CR929-600 в трехклассной компоновке будет способна перевозить 280 пассажиров на расстояние до 12 тыс. км. Семейство самолетов будет состоять также из модификации с удлиненным фюзеляжем (модель CR929-700 с количеством кресел на 320 пассажиров) и модели с укороченным фюзеляжем (модель CR929-500 – 230 кресел).

В настоящее время над проектом авиалайнера работает объединенная российско-китайская инженерная группа, которую возглавляет с российской стороны главный конструктор Максим Литвинов и с китайской стороны – главный конструктор Чен Инчун.

В 2023 г. правительство России планирует выделить ПАО «ОАК» около 900 млн. руб. на создание российско-китайского пассажирского самолета CR929. Об этом заявлено в проекте бюджета на ближайшую трехлетку. Финансирование проекта широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета предполагается в рамках госпрограммы научно-технологического развития РФ. Однако уже сейчас в правительстве России говорят, что бюджет следующего года будет дефицитным из-за СВО в Украине, в отличие от бюджета 2022 г., который является профицитным.

Юрий Пономарев

Рисунок ОАК