Руководство «Аэрофлота» объявило о намерении взять в лизинг 210 авиалайнеров МС-21-310

В начале сентября нынешнего года во время ВЭФ-2022 ОАК и «Аэрофлот» подписали соглашение о намерениях по поставке авиакомпании 210 самолетов МС-21-310

Новые сроки сертификации МС-21-310

Документ на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) подписали генеральный директор Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), входящей в госкорпорацию (ГК) «Ростех», Юрий Слюсарь и генеральный директор ПАО «Аэрофлот» Сергей Александровский.

Согласно Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России до 2030 г., шесть серийных самолетов МС-21-310 с двигателями ПД-14 и «импортозамещенным» бортовым оборудованием отечественные авиакомпании должны получить в 2024 г. Об этом прошедшим летом заявил в СМИ руководитель ГК «Ростех» Сергей Чемезов. Стартовыми заказчиками МС-21-310 являются авиакомпании «Аэрофлот», «ИрАэро» и «Рэд Уингс» («Красные крылья»).

Сертификационные испытания МС-21-310 с моторами ПД-14 и без импортозамещения бортового оборудования первоначально было намечено завершить в декабре 2022 г. Спланировали, что в сертификации машины МС-21-310 будут участвовать два самолета (опытные 001 и 005). Затем наметили, что завершение сертификации авиалайнера МС-21-310 с ПД-14 произойдет в декабре 2023 г.

Однако во время Восточного экономического форума, который проходил во Владивостоке с 5 по 7 сентября 2022 г., вице-премьер правительства Денис Мантуров заявил, что поставки первых серийных авиалайнеров МС-21-310 отечественным авиакомпаниям начнутся в 2025 г., а самолет получит сертификат летной годности до конца 2024 г.

В конце декабря 2021 г. правительством России было принято решение о выделении на программу импортозамещения для самолета МС-21 более 61 млрд. рублей. Однако для ее реализации потребуются годы и дополнительные сертификационные испытания. Анализируя заявление Д.Мантурова, можно сделать вывод, что процесс импортозамещения ряда систем бортового оборудования МС-21-310 и их сертификация займет по времени не менее 2,5 лет.

Проекту самолета МС-21 «повезло», что двигатель ПД-14 был сертифицирован осенью 2018 г., а весной 2020 г. началось его мелкосерийное производство.

Продолжение испытаний МС-21-310

В первой половине сентября нынешнего года на территории Иркутского авиазавода (ИАЗ), где строятся самолеты семейства МС-21, сотрудники научно-исследовательского отделения динамической прочности Сибирского научно-исследовательского института авиации (СибНИА) им. С.А.Чаплыгина провели сертификационные наземные испытания первого экземпляра самолета МС-21 с крылом, изготовленных из отечественных композиционных материалов.

В ходе испытаний были определены собственные частоты, формы и декременты колебаний агрегатов планера самолета МС-21. Полученные результаты необходимы для коррекции математических моделей, используемых в расчетах для подтверждения безопасности самолета МС-21 от явлений аэроупругой неустойчивости.

В частотных испытаниях задействовали шестой опытный образец самолета МС-21-300, оснащенный двумя американскими двигателями PW1400G-JM, с крылом из российских композиционных материалов, который совершил первый полет на аэродроме ИАЗ 25 декабря 2021 г.

На первых опытных образцах самолета МС-21-300/310 установлено крыло из зарубежных композитов. Разработкой и производством деталей и агрегатов из отечественных полимерных композиционных материалов для планера самолета МС-21 пришлось заниматься компании «Аэрокомпозит» (Ульяновск), которая входит в состав ОАК, так как осенью 2018 г. Министерство торговли США внесло компанию «Аэрокомпозит» в санкционный список и запретило продавать американской компании Hexcel и японской Toray Industries композиционные материалы, предназначенные для России.

Строительство первых серийных МС-21-310 на Иркутском авиазаводе

Введенные в нынешнем году санкции притормозили реализацию проекта по авиалайнеру МС-21-310. В 2022 г. на ИАЗ было намечено построить и передать заказчику (авиакомпании «Россия» группы «Аэрофлот») три серийных авиалайнера МС-21-300: машины с заводскими номерами МС.0014, МС.0015 и МС.0016. Это второй, третий и четвертый серийные самолеты. Сейчас приходится в спешном порядке заниматься импортозамещением систем бортового оборудования авиалайнеров. На этих трех машинах вместо американских двигателей будут установлены российские – ПД-14.

Сборка самолетов семейства МС-21 осуществляется на ИАЗ на технологической поточной линии с использованием современных цифровых технологий, первая очередь которой была смонтирована на ИАЗ в 2014 г., разработана и изготовлена в Германии.

В 2024 г. планируется выпустить шесть серийных авиалайнеров МС-21-310, в 2025 г. – 12 серийных машин МС-21-310 и далее по нарастающей до 72 самолетов в год, начиная с 2029 г. Это максимум. Всего к 2030 г. намечено 270 штук МС-21-310. Однако официально нигде не сообщалась, когда начнутся сертификационные испытания первого «импортозамещенного» МС-21-310. Можно с большой долей уверенности предположить, что этим бортом станет второй серийный самолет – машина с заводским № МС.0014.

Юрий Пономарев

 

Фото сайта rostec.ru