Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
В Ульяновске взлетел очередной серийный Ил-76МД-90А, а в Луховицах поставили «под ток» опытный Ил-114-300
Ульяновский авиазавод – серийный Ил-76МД-90А
26 августа 2022 г. на аэродроме Ульяновского авиазавода совершил первый полет транспортный самолет Ил-76МД-90А с бортовым № RF-78665 (№ 0210). Воздушное судно построено в рамках контракта с Минобороны России. Это пятый серийный тяжелый транспортный самолет, собранный на автоматизированной поточной линии ПЛС-76. Необходимо сказать, что в течение трех последних лет на ульяновском авиазаводе «Авиастар» модернизированные транспортные самолеты семейства Ил-76 строят с помощью усовершенствованной оснастки, которую называют автоматизированной поточной линией ПЛС-76.
Всего на «Авиастаре» с 2012 г. на август 2022 г. построено и поднято в воздух 17 модернизированных самолетов семейства Ил-76. Это один опытный и 15 серийных машин Ил-76МД-90А, а также один опытный самолет-топливозаправщик Ил-78МД-90А. Средний темп производства, как был на протяжении многих лет 2-3 самолета в год, так и остался. В нынешнем году после начала СВО и введения многочисленных санкций увеличилось количество проблем, связанных с поставками комплектующих на «Авиастар». Это мешает увеличить темп производства самолетов на авиазаводе в Ульяновске.
В мае 2020 г. в открытых СМИ появилась информация, что Минобороны России перезаключило с АО «Авиастар-СП» контракт на постройку ВТС Ил-76МД-90А на новых условиях. С 2021 г. вступил в силу новый контракт на поставку до 2028 г. 14 серийных самолетов. В декабре 2020 г. Минобороны России подписало с «Авиастаром» еще один контракт на поставку10 серийных самолетов-топливозаправщиков Ил-78МД-90А. Сроки выполнения этого контракта в открытой печати не назывались.
Луховицкий авиазавод – второй опытный Ил-114-300
В настоящее время на подмосковном Луховицком авиазаводе ведется строительство второго и третьего опытных летных образцов машины Ил-114-300. Второй самолет Ил-114-300 (№ 0110), в конструкцию которого внесены изменения, планировали построить в конце в 2021 г. Сейчас машина находится на «финишной прямой»: проводится отработка бортового оборудования под током.
Заметим, что строительство регионального самолета Ил-114-300 (№ 0110) началось в 2019 г. По неофициальным данным, летные испытания второго опытного образца машины Ил-114-300 (№ 0110) начнутся не ранее конца четвертого квартала 2022 г., т.к. авиазавод испытывает трудности с поставками ряда комплектующих для Ил-114-300 и с квалифицированным персоналом.
Первый полет первой опытной машины (переходный вариант) Ил-114-300 (№ 0108) состоялся 16 декабря 2020 г. (около 10 минут). Был сделан один круг в районе аэродрома ЛИИ. 19 января 2021 г. состоялся второй испытательный полет первого опытного образца самолета Ил-114-300. Полет продолжался 2 часа 47 минут и проходил на высотах до 2 тыс. м и скоростях до 290 км/ч. Самолет Ил-114-300 демонстрировался в полете и на статической стоянке на МАКС-2021. Сейчас эта машина стоит в ангаре в ЛИЦ им. В.К.Коккинаки в Жуковском. Летные испытания самолета Ил-114-300 были приостановлены в августе 2021 г. после катастрофы самолета Ил-112В, оснащенного двигателями ТВ7-117СТ, и с тех пор не возобновлялись.
Юрий Пономарев
Фото ОАК