Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
На ульяновском авиазаводе «Авиастар» на завершающем этапе строительства находится очередная серийная транспортная машина Ил-76МД-90А (№ 210), а на авиазаводе в подсковных Луховицах в вялотекущем режиме ведется изготовление регионального самолета Ил-114-300
Ил-76МД-90А
На ульяновском авиазаводе «Авиастар» модернизированные транспортные самолеты семейства Ил-76 строят с помощью усовершенствованной оснастки, которую называют автоматизированной поточной линией ПЛС-76.
ПЛС-76 состоит из десяти роботизированных станций (называемых ПС и ОС). Сейчас машина Ил-76МД-90А (№ 210) находится на станции ОС.10, где осуществляется навеска двигателей, монтаж вспомогательной силовой установки (ВСУ), монтаж топливной системы, монтаж системы кондиционирования воздуха (СКВ) и др. Затем строящийся самолет поступит на следующую станцию – ОС.20, где должна проводиться отработка бортового оборудования под током. После этого машину переместят на станцию ОС.30, на которой самолету предстоит пройти окончательную проверку и далее Ил-76МД-90А отправят на Летно-испытательную станцию (ЛИС).
7 июня нынешнего года на ульяновском авиазаводе совершил первый полет Ил-76МД-90А (№ 0209) с бортовым номером RF-78664. Воздушное судно построено в рамках контракта с Минобороны России. Это четвертый тяжелый транспортный самолет, собранный на автоматизированной поточной линии сборки ПЛС-76 на «Авиастаре». Машина Ил-76МД-90А (№ 0210) станет пятым самолетом, построенным с помощью ПЛС-76.
Всего на «Авиастаре» с 2012 г. на середину 2022 г. построено и поднято в воздух 16 самолетов модернизированных самолетов семейства Ил-76. Это один опытный и 14 серийных машин Ил-76МД-90А и один опытный самолет-топливозаправщик Ил-78МД-90А. Средний темп производства, как был на протяжении многих лет 2-3 самолета в год, так и остался. В нынешнем году после начала СВО и введения многочисленных санкций увеличилось количество проблем, связанных с поставками комплектующих на «Авиастар». Это мешает увеличить темп производства самолетов на авиазаводе в Ульяновске.
В мае 2020 г. появилась информация, что Минобороны России с перезаключило с АО «Авиастар-СП» контракт на постройку ВТС Ил-76МД-90А на новых условиях. С 2021 г. вступил в силу новый контракт на поставку до 2028 г. 14 серийных самолетов. В декабре 2020 г. Минобороны России подписало с «Авиастаром» еще один контракт на поставку10 серийных самолетов-топливозаправщиков Ил-78МД-90А. Сроки выполнения этого контракта в открытой печати не назывались.
Ил-114-300
В настоящее время на Луховицком авиазаводе заводе ведется строительство второго и третьего опытных летных образцов машины Ил-114-300. Второй самолет (№ 0110), изготовление которого, по утверждению заместителя министра промышленности и торговли России Олега Бочарова, намечено было завершить в 2021 г., изготовлен приблизительно на 85%. Заметим, что строительство самолета Ил-114-300 (№ 0110) началось в 2019 г. По третьей машине (№ 0111) – изготовлен только планер самолета. По неофициальным данным, летные испытания второго опытного образца машины Ил-114-300 (№ 0110) начнутся не ранее конца осени – начала зимы 2022 г. Авиазавод испытывает трудности с поставками комплектующих для Ил-114-300 и с персоналом.
Напомним, что первый полет машины Ил-114-300 (№ 0108) состоялся 16 декабря 2020 г. (около 10 минут), был сделан один круг в районе аэродрома ЛИИ. 19 января 2021 г. состоялся второй испытательный полет первого опытного образца самолета Ил-114-300. Полет продолжался 2 часа 47 минут и проходил на высотах до 2 тыс. м и скоростях до 290 км/ч. Самолет Ил-114-300 демонстрировался в полете и на статической стоянке на МАКС-2021. Сейчас эта машина стоит в ангаре в ЛИЦ им. В.К.Коккинаки в Жуковском. Летные испытания самолета Ил-114-300 были приостановлены в августе 2021 г. после катастрофы самолета Ил-112В, оснащенного двигателями ТВ7-117СТ, и с тех пор не возобновлялись.
Компания «Ил» при летных испытаниях самолета Ил-114-300 столкнулась с серьезными проблемами с турбовинтовым двигателем (ТВД) ТВ7-117СТ-01, который ранее планировалось сертифицировать в первом квартале 2022 г., а сейчас на стенде компании «ОДК-Климов» проводятся испытания доработанного газогенератора ТВ7-117СТ.
Руководитель Росавиации Александр Нерадько заявил в феврале нынешнего года, что «ПАО «Ил» планирует завершить в течение 2022 г. «весь объем сертификационных работ и испытаний по модели самолёта Ил-114-300 и в марте 2023 г. сертифицировать ее. Задача создания самолета Ил-114-300 крайне важна для развития региональных перевозок и должна быть реализована в срок».
В середине июля нынешнего года вице-премьер правительства и министр промышленности и торговли Денис Мантуров сообщил, что пассажирский самолет Ил-114-300 с отечественным двигателем ТВ7-117СТ-01 получит сертификат типа в конце 2023 г.
Летом нынешнего года правительство России утвердило Комплексную программу развития авиатранспортной отрасли до 2030 г, которая опубликована на сайте правительства России. Согласно Комплексной программе, отечественная авиапромышленность должна изготовить в 2024 г. 2 самолета Ил-114-300, в 2025 г. – 8 машин Ил-114-300 и далее до конца 2030 г. ежегодно по 12 самолетов Ил-114-300. Двигатели ТВ7-117СТ-01 планируется изготавливать в таких объемах: 2023 г. – 6 штук, 2024 г. – 8 штук, 2025 г. – 16 штук и далее до конца 2030 г. по 26 серийных моторов каждый год.
Анализируя динамику процесса сертификации и производства регионального самолета Ил-114-300 можно сделать вывод, что сочиненные в больших кабинетах программы существуют сами собой, а жизнь – сама собой. Это два параллельных мира.
Юрий Пономарев
Фото ОАК