Преодолевая трудности, корпорация «Иркут» продвигает проект по самолету Як-152

В конце мая нынешнего 2022 года совершил первый полет третий опытный образец учебно-тренировочного самолета (УТС) Як-152 (борт 05)

В России более пяти лет проходят испытания учебно-тренировочного самолета (УТС) Як-152, оснащенный 500-сильным поршневым дизельным двигателем RED A03 V12 немецкой компании RED Aircraft GmbH. Первый полет первого опытного образца Як-152 с бортовым № 01 состоялся 29 сентября 2016 г. Окончательная сборка машины Як-152 осуществляется на Иркутском авиазаводе (ИАЗ), где изготовляется фюзеляж и крыло самолета. На Улан-Удэнском авиазаводе делают хвостовое оперение для Як-152. В течение более шести лет нет определенности с проектом УТС Як-152. Минобороны России пока не подписало никаких контрактов на поставки машины Як-152 в военные летные училища.

Новый отечественный УТС Як-152, создание которого задержалось лет на пятнадцать, предназначен для обучения технике пилотирования и основам навигации, отработке навыков простого пилотирования, и высшего пилотажа, а также технике пилотирования в составе группы самолетов. Разработчики Як-152 полагают, что машина будет востребована в военных училищах ВКС России и в системе ДОСААФ. Пару лет назад Минобороны России заявляло, что после испытаний приобретет 150 УТС Як-152 до 2020 г. Сейчас возникла проблема с приобретением немецкого мотора RED A03 V12.

Машина Як-152 должна стать частью учебно-тренировочного комплекса (УТК), в состав которого войдут самолет Як-152 для первоначального обучения, самолет Як-130 для повышенной летной подготовки курсантов училищ и летчиков строевых частей ВВС, а также единый тренажерный комплекс с единым программным обеспечением. Министр обороны Сергей Шойгу заявил, что в ближайшее время «для обновления авиапарка учебно-тренировочных самолетов первоначальной подготовки летчиков боевой авиации будут проведены на конкурсной основе комплексные испытания двух перспективных УТС – самолетов Як-152 и УТС-800».

Во время Международного форума «Армия-2021», который прошел в выставочном комплексе в Кубинке в конце августа прошлого года, министр обороны Сергей Шойгу поставил своим подчиненным задачу: в ноябре 2021 г. впервые поднять в воздух новый учебно-тренировочный самолет УТС-800, в 2022 г. – завершить испытания УТС-800, а в 2024 г. – построить первые серийные машины. Программа по созданию конкурента УТС Як-152 – машине УТС-800 застряла на этапе постройки первого опытного образца, предназначенного для летных испытаний. Разработчик УТС-800 – Уральский завод гражданской авиации (УЗГА).

Основная причина задержек в реализации проекта по УТС-800 заключается в отсутствии мотора для самолета. Самолет УТС-800 намечено оснастить отечественным турбовинтовым двигателем (ТВД) ВК-800СП (разработка компании «ОДК-Климов»). Базовый ТВД ВК-800С дорабатывается в течение длительного времени, и на мотор еще предстоит получить сертификат. В настоящее время в ЦИАМ ведется подготовка стенда к автономным испытаниям камеры сгорания и компрессора двигателя ВК-800СП, а на стенде компании «ОДК-Климов» в нынешнем году намечено провести стендовые испытания мотора ВК-800С с усовершенствованным газогенератором.

Руководство госкорпорации (ГК) «Ростех» по существу создало на базе УЗГА центр по разработке перспективных самолетов местных воздушных линий и авиации общего назначения, а также силовых установок для них. Факты наглядно показывают, что в УЗГА не в полной мере справляются с большими объемами работ по проектам и, в частности, по самолету УТС-800 и двигателю ВК-800СП, поэтому происходят многочисленные сдвиги «вправо» по времени.

Юрий Пономарев

 

Фото корпорации «Иркут»