Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Руководство Минпромторговли РФ поставило перед ОАК задачу создать новую модель «Суперджета» в предельно сжатые сроки
Впервые о проекте по созданию новой модели «Суперджета» стали говорить четыре года назад. В апреле 2018 г. в связи с введением против России санкций из-за присоединения Крыма со стороны США и ряда западных стран руководством Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) было анонсировано создание новой модели самолета «Сухой Суперджет-100Р» (сокращенно SSJ-100R), в которой долю российских комплектующих собирались увеличить на 10-15%.
Через год в апреле 2019 г. официально озвучили план о пересмотре программы по созданию машины модели SSJ-100R в пользу максимального импортозамещения компонентов и систем. Этот проект назвали SSJ-New. В ходе реализации программы SSJ-New концерн «Радиоэлектронные технологии (КРЭТ)» предложил использовать унифицированные комплексы БРЭО для отечественных авиалайнеров SSJ-New и МС-21, базирующиеся на компонентах российской разработки и производства.
В конце декабря 2019 г. были озвучены планы Минпромторговли России о выделении в 2020 г. 14,8 млрд. руб. на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по программе Superjet-New (шифр «SSJ-NEW-2020») в модификации с максимальным количеством компонентов и систем российского производства. Работы намечалось выполнить до 15 декабря 2021 г.
В декабре 2020 г. руководитель госкорпорации (ГК) «Ростех», в состав которой входит ОАК, Сергей Чемезов заявил, что импортозамещенная на 97% версия самолета «Суперджет-100» (SJ-100) с российским двигателем ПД-8 должна появиться в 2024 г. Стоимость разработки он оценил в 120 млрд. руб.
С 2020 г. корпорация «Иркут» начала проводить конкурсы (более 20 штук) на разработку, изготовление и поставку систем для машины SSJ-New. Согласно заявленным тендерам, для модели SSJ-New потребовались новые системы шасси, новые комплекты пассажирских кресел, аварийные трапы, системы регистрации полетной информации и датчики температуры воздуха и др. Общая сумма контрактов была оценена примерно в 4 млрд. руб.
В середине марта нынешнего года Минпромторговли РФ объявило тендер на подготовку и проведение в 2022-2023 гг. испытаний по программе самолета SSJ-New. Начальная (максимальная) цена контракта заявлена в 15,6 миллиарда рублей. С подрядчиком Министерство намерено определиться 4 апреля. Эксперты отмечают, что в техническом задании не обговорены ни сроки сертификации, ни процент импортозамещения, ни точный перечень заменяемых систем. О состоянии разработок в рамках тендеров информации на официальном уровне на сегодняшний день не имеется.
Однако известно, что унифицированный комплекс бортового радиоэлектронного оборудования ( БРЭО) для отечественных авиалайнеров SSJ-New и МС-21 на основе ИКБО ИМА сертифицирован в конце 2021 г. в составе самолета МС-21-300.
В марте нынешнего года Минпромторговли заказало подготовку и проведение испытаний самолета SSJ-New за 15 млрд. руб. Срок завершения работ в рамках этого госконтракта – 15 ноября 2023 г.
Одновременно в ГК анонсировали новые сроки реализации проекта:, импортозамещенная на 97% модификация «Суперджета», разработка которой по-прежнему оценивается в 120 млрд. руб., появится к 2024 г. Эксперты отмечают, что в техническом задании не обговорены ни сроки сертификации, ни точный процент импортозамещения, ни точный перечень заменяемых систем, что настораживает. Необходимо отметить, что в техзадании прописано, что силовая установка самолета SSJ-New может быть как базе нового российского двигателя ПД-8, так и российско-французского двигателя SaM146.
Стоит сказать, что 28 сентября 2022 г. руководство французской группы Safran уведомило авиакомпании о приостановке техподдержки двигателя SaM146 и прекращении поставок на совместное предприятие PowerJet в Рыбинск, где ведется сборка моторов SaM146, французских газогенераторов – «сердца» двигателя.
Ранее намечалось сертифицировать мотор ПД-8 в 2023 г. Глава Минпромторговли России поставил задачу обеспечить сертификацию двигателя ПД-8 в более сжатые сроки, чем планировалось ранее. Дан срок НПО «Сатурн» подготовить двигатель ПД-8 к сертификации в ближайшие 12-14 месяцев. Можно уверенно сказать, что новые сроки для отечественных двигателистов выглядят фантастическими. Им придется работать такими быстрыми темпами, как никогда прежде в постсоветской России.
23 марта министр Денис Мантуров заявил: «Сертификация импортозамещенной версии «Суперджета» ожидается в 2023 г.». Сказано, как всегда, аккуратно, с намеком, что можно и не дождаться.
Юрий Пономарев
Фото ОАК