Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
16 марта нынешнего 2022 года вице-премьер правительства Юрий Борисов посетил филиал ПАО «Ильюшин» – авиазавод «Авиастар», где поставил новую задачу предприятию – выпускать по 18 самолетов Ил-76МД-90А в год
После осмотра производственной площадки Юрий Борисов провел совещание, участие в котором приняли первый заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Андрей Ельчанинов, губернатор Ульяновской области Алексей Русских, заместитель министра промышленности и торговли Олег Бочаров, генеральный директор Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь и др.
После совещания Юрий Слюсарь заявил для СМИ следующее: «Авиастар» обеспечен заказами по линии военно-транспортной авиации и должен увеличить темпы выпуска самолетов. Для этого потребуется привлечение новых работников. До конца 2022 г. мы планируем принять на производство порядка 1500 рабочих. Мы понимаем, что должны выглядеть достойно как работодатель с точки зрения уровня оплаты труда и социальных условий. Мы уже приняли меры и по итогам прошлого года мы подняли среднюю зарплату на заводе на 30%, а по некоторым категориям, в основном производственникам, до 40 %. В этом году сохраним тенденцию к росту».
В 2021 г. на «Авиастаре» было запланировано построить пять серийных военно-транспортных самолетов (ВТС) Ил-76МД-90А. С большой натяжкой можно сказать, что построили три серийных машины Ил-76МД-90А. До 31 декабря подняли в воздух две машины (№ 206 и № 207), а третью (№ 208) собирались передать на Летно-испытательную станцию (ЛИС). Смогли передать 208-ю машину только в середине января 2022 г. Подняли первый раз в воздух этот Ил-76МД-90А (бортовой № RF-78663) 16 марта.
Серийная машина Ил-76МД-90А (№ 208) – это третий модернизированный ВТС Ил-76МД-90А, собранный с помощью новой поточной линии сборки ПЛС-76, которую запустили в эксплуатацию в октябре 2019 г. На официальном уровне заявлено, что конструктивно-технологическая отработка сборки изделий на ПЛС-76 будет проходить на трех серийных самолетах Ил-76МД-90А (машинах №№ 206, 207 и 208). Сейчас в цехе окончательной сборки находится машина № 209.
В прошлом году при посещении «Авиастара» министр обороны Сергей Шойгу поставил задачу выйти на выпуск до 10 серийных военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А в год. Об этом сообщила пресс-служба Минобороны РФ. Вице-премьер Юрий Борисов поднял 16 марта нынешнего года эту «планку» еще выше – 18 самолетов Ил-76МД-90А ежегодно.
Эта официальная сторона серийного производства ВТС Ил-76МД-90А. Теперь поговорим о неофициальной. 20 марта на официальном сайте Ульяновска – ulpressa.ru под подписью Анастасии Степановой поместили статью «Ответ на санкции – в России взялись за авиапром. На чем полетим»? На сайте рядом со статьей в разделе «Комментарии» поместили высказывания неравнодушных жителей Ульяновска о положении дел на «Авиастаре», которые можно озаглавить так «Люди устали слушать сказки». Приведу ряд самых интересных высказываний. Оставлена орфография, пунктуация и стилистика авторов высказываний.
«Нет материалов, оборудования и, увы, спецов. Сейчас проблемы с ЭРИ, то есть геморрой с электронной начинкой самолета. Вот куда копать надо». Вася.
«Начинать нужно с проектирования, технологии, компонентов, материалов. Подъема производства всего от металла и резины до программного обеспечения. Как они задолбали шляться на Авиастар и смотреть на стены корпусов. Кадров нет, идей нет, понты бьют ключом. Пора включать пропагандонов, что летать это вредно для здоровья. Лучше пешком. Онищенко в премьеры. В ближайшие десять-двадцать лет никакой альтернативы от слова совсем». П.М.
«Для начала введите хотя бы персональную ответственность для чиновников и руководителей. Чтобы они цену своим словам знали в буквальном смысле! Пусть научатся говорить правду, а не то, что желает слышать начальство». Односельчанин
«Верхом везения у рабочего с Авиастара уйти работать на автозавод или розетки и выключатели делать … Там платят больше… Лучшие уходят, остаются угадайте кто! А платить людям там и не собираются… Судя по зарплатам, самолеты будут делать все в Москве!… Однако.
По размерам намеченного приема новых работников на «Авиастар» можно с большой долей уверенности предположить, что на ульяновском авиазаводе происходит большая текучесть кадров. Из-за мелкосерийного производства руководство предприятия не в состоянии кардинально решить проблему с зарплатой. Сейчас возникла новая проблема из-за санкций: невозможность приобрести напрямую от производителя современные станки зарубежного производства и запчасти к ним. Отечественное станкостроение разрушено. Его так и не восстановили. Основной станочный парк на авиазаводах – импортный.
Сказать, что руководство отрасли сидит в столице в «башне из слоновой кости» нельзя. Все топ-менеджеры знают многолетние «болевые места» в авиапроме, но на протяжении длительного периода лет «вылечить» их не могут. Во многом поэтому почти нигде в официальных СМИ читатель, интересующийся авиацией, не найдет информацию о размерах мелкосерийного производства на российских авиазаводах, в частности, на «Авиастаре». Напоследок информация для размышления: в 2018 г. на ульяновском авиазаводе-гиганте было построено 3 ВТС Ил-76МД-90А, в 2019 г. – 1 машина, в 2020 г. – 3 самолета.
Юрий Пономарев
Фото ОАК