Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Минпромторговли РФ решило пересмотреть прежние планы и ускоренными темпами заниматься импортозамещением в авиапромышленности
Курс на полное импортозамещение
Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) может увеличить производство авиалайнеров «Суперджет-100» до 40 самолетов в год. Об этом сообщила пресс-служба Минпромторговли России по итогам встречи руководителя министерства Дениса Мантурова с представителями отрасли в связи с текущей ситуацией в гражданском авиастроении. Сказано очень аккуратно: может увеличить. Можно понимать и так: увеличение может в полном объеме и не состояться.
«Главной целью для российского авиастроения сейчас становится максимально полное импортозамещение всех систем и агрегатов. Это тот уровень, на который мы будем стремиться вывести производство импортозамещенной версии «Суперджета-100 в ближайшие годы», – заявили в министерстве.
Статистика по выпуску самолетов «Суперджет-100» в течение года за последние пять лет такова: 2017 г. – 33 штуки, 2018 г. – 25 штук, 2019 г. – 18 штук, 2020 г. – 11 штук, 2021 г. – 12 штук. Больше всего за год «Суперджетов» было построено в 2014 г. – 35 машин. Когда авиазавод в Комсомольске-на-Амуре выходил на уровень 35 самолетов в год, рабочих на предприятии искали по всей в стране (и в Жуковском тоже) для работы на Дальнем Востоке вахтовым методом.
На 18 марта нынешнего года на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре (КнаАФ) построено 4 самолета «Суперджет-100» (SJ-100). Сейчас средний темп производства самолетов на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре составляет один SJ-100 в месяц. Всего на 18 марта 2022 г. суммарно построено 223 машины «Суперджет-100» (за 11 лет серийного производства).
Можно с большой долей вероятности предположить, что какое-то время авиазавод в Комсомольске-на-Амуре, где ведется финишная сборка регионального самолета «Суперджет-100», будет работать в обычном режиме, т.к. определенное количество комплектующих иностранного производства на складах есть, а затем конвейер встанет.
Стоит напомнить, что у «Суперджета-100» около 40% комплектующих иностранного производства, в частности, комплекс авионики, разработанный и производимый французской компанией «Талес».
Новые сроки для двигателя ПД-8
Турбореактивный двигатель SaM146, устанавливаемый на «Суперджете», производится на совместном российско-французском предприятии «ПауэрДжет» (PowerJet). Российская сторона – НПО «Сатурн» отвечает за изготовление «холодной» части двигателя (вентилятор и турбина низкого давления), а французская компания Snecma (сейчас входит в группу Safran) – за изготовление «горячей» части двигателя (газогенератора в составе компрессора высокого давления, турбины высокого давления и камеры сгорания). Элементы «горячей» части производятся во Франции и поставляются в Россию для сборки в Рыбинске. Точнее поставлялись. Следует также сказать, что коробка двигателя SaM146, угловой редуктор, трубопроводы, электрожгуты и др. поставлялись из ряда европейских стран.
В перспективе планируется в самолетах SJ-100 заменить российско-французский двигатель SaM-146 на российский ПД-8. Ранее намечалось сертифицировать мотор ПД-8 в 2023 г. Глава Минпромторговли России поставил задачу обеспечить сертификацию двигателя ПД-8 в более сжатые сроки, чем планировалось ранее. Дан срок НПО «Сатурн» подготовить двигатель ПД-8 к сертификации в ближайшие 12-14 месяцев. Можно уверенно сказать, что новые сроки являются для отечественных двигателистов прямо-таки фантастическими, если учесть, историю создания таких двигателей, как ТВ7-117СТ, ВК-800 и др., которые разрабатываются более 15 лет.
Работы по двигателю ПД-8 ведут сразу пять структурных подразделений Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК). Головным разработчиком и интегратором является предприятие «ОДК-Сатурн» (г. Рыбинск). Первый натурный образец газогенератора ПД-8 был продемонстрирован на МАКС-2021. В работе над ПД-8 в первую очередь для регионального самолета SSJ-New в значительной степени учитывается опыт создания двигателя ПД-14 для средне-ближнемагистрального авиалайнера МС-21.
Испытания газогенератора ПД-8 для самолета SSJ-New (усовершенствованного «Суперджета») прошли нынешней зимой на высотном стенде в ЦИАМ им. П.И.Баранова и, по утверждению разработчиков, подтвердили расчетную тепловую модель компрессора.
Испытания опытного образца силовой установки ПД-8 должны начаться в нынешнем марте, Об этом сообщил первый заместитель генерального директора госкорпорации «Ростех» Владимир Артяков.
Юрий Пономарев
Фото ОАК